Три года назад художник Георгий Фомиряков попробовал создать этнокультурный комплекс на одной из площадок Всероссийского выставочного комплекса. Тогда там проходил праздник Акатуй, и художник предложил организаторам показать гостям атрибуты чувашского сельского быта: ворота, родник, мельницу. Он даже смастерил «древо Чувашии». С таким же вдохновением он оформлял и этнофутуристическую деревню для Акатуя-2008. Теперь такой площадкой для него стал собственный дом, где он соорудил этнофутуристическую мастерскую и открыл такую же галерею.
Хотя, конечно же, художник строит свой дом-мастерскую уже много лет, и, по его словам, эта работа может длиться всю жизнь. Георгий родился в Чебоксарах, но вырос в деревне Чиганары Чебоксарского района и решил, что дом родителей, дом его детства, – это и есть основа основ личного и творческого счастья. Поэтому в старом доме, который сегодня благодаря умелым рукам больше напоминает некую чувашскую усадьбу, дружно живут уже четыре поколения Фомиряковых.
Добротная дедовская изба теперь стала, говоря современным языком, цокольным этажом большого дома. Там, как и прежде, живут родители художника. А вот над ней располагаются новые жилые комнаты, мансарда и мастерские, в оформление которых Георгий Фомиряков, известный еще и как Кенин Кери, серьезно постарался привнести этнофутуристический дух. Не лишая при этом родной очаг традиционных мотивов и домашнего уюта, а в чем-то и усиливая их за счет своих этнографических и футуристических изысканий. Потолочные балки и углы, напоминающие скандинавские технологии типа «норвежский крест», соседствуют с чувашскими половичками и вышивками. Лестница с перилами из стволов деревьев соседствует с традиционным спуском в подпол, в отделке которого уже используются уже современные комплектующие для перил, открывающим вдруг почти европейскую кухню, где варится шурпе. Не говоря уже о полотнах, населяющих каждую комнату, то философских, то основанных на рунических письменах, то просто как яркий момент деревенской жизни. К тому же в доме продолжают жить и, главное, украшать его такие старинные предметы обихода, как маслобойки, чугунные утюги, шерстобитки и прочие чугунки и ухваты. Они благодарно мерцают в углах и на полках: за то что не забыли, не разлюбили, держат в чистоте и красоте. Хотя художник использует их больше в своих инсталляциях, которые располагаются в выставочном зале на выходе к бассейну и кострищу. Есть и такое во дворе этого дома. Фомиряков объясняет этнофутуризм своих инсталляций сочетанием природных и современных технических материалов. В его «саду камней» дерево, сено, песок и камыш соседствуют с пластиком и металлом. Вплоть до DVD-дисков, использованных в нынешнем объекте, воспарившем над обыденностью, но столь с ней связанном. Объект этот еще летом стоял в саду пугалом. Но художник, как известно, из всего сделает произведение.
Из подобного сочетания старого и нового, нужного и «ненужного» и рождался этот необыкновенный дом с евроокнами и чувашской керамикой. Это, если хотите, кредо Фомирякова, его вера в то, что такой подход лежит и в основе устройства современной цивилизации. Деревенское убежище современного художника не чуждо компьютеров, здесь полно современной техники и коммуникаций, но чувствуется, что столь любимые для автора домашнего декора кора, листья, старинное ткачество или вышивки занимают гораздо более важное место. Это душа дома.
«Работа в искусстве может выражать только национальную культурную индивидуальность, – считает Георгий. – Без этих корней культура, как и дерево, сохнет, гибнет». Кстати, именно яркая творческая индивидуальность хозяина чиганарской усадьбы позволила ему войти в ряды Международной гуманитарной академии ЮНЕСКО под названием «Новая эра».
На днях в галерее, которую Георгий назвал Хом Арек, состоялось торжественное принятие его в члены этого сообщества художников из многих стран мира. Для этого в Чиганары специально приехал президент «Новой эры» Анатолий Силов.
Когда-то Фомиряков, а это легендарная в спорте фамилия, занимался каратэ. Его братья добились в этом виде спорта больших высот. В одном из интервью Георгий признался, что этнофутуризм и каратэ объединяет высокая, чистая, позитивная энергетика. И она очень важна как в спорте, так и в искусстве. Именно такой энергетики Георгий, как строитель и художник, добился в собственном доме-мастерской, где уже есть галерея и выставочный зал. Но планируется и студия с обучением и работой, объединяющей людей. Его дети учатся, тоже собираются стать художниками и дизайнерами. Потому что работа в доме-мастерской может длиться не одну жизнь.
Опубликовано: 11 ноября 2010 г.
Читайте также:
2 Ответы
Комментарии закрыты.
Прекрасная статья про хорошего человека. :)
Дом построил, стариков не бросил, детей вырастил, украсил по мере сил нашу жизнь. Какие пресловутые кризисы могут помешать Художнику и работящему мужику? :)
Еще одно весомое спасибо автору, понимающему настоящее творчество. Г. Фомиряков — представитель чувашского изобразительного искусства. В отличие от многих, он живет и творит свободно, — не в городе, пытясь получить от начальства какие-то жалкие поблажки и льготы, несчастные мастерские и квартирки, — а в настоящей художественно-природной среде. Как мужчина, он все делает сам. Он органичен, по-настоящему народен, талантлив и красив, у него красивые родители, дети и картины.
Автор этого эссе поняла художника. Пожелаем того же читателям газеты и министрам.