«Лотос» тянется к фонтану

Недавно столицу Чувашии украсил новый памятник. Необычный, философский. И название у него соответствующее – «скульптурный ансамбль, символизирующий единство народов, культур и религиозных воззрений». Воплотил его в форме и металле заслуженный художник Чувашии В. Зотиков.
– Владислав Алексеевич, судя по первым впечатлениям чебоксарцев, скульптура пришлась по душе не только эстетам, но и людям думающим.
– По замыслу скульптура – информационная и сугубо светская. Она для созерцания и размышления. Главная идея – единение культур и народов через духовное развитие. Этот замысел шел от супруги Президента Чувашии Светланы Юрьевны Федоровой. Художественный образ родился в совместном творчестве, в процессе долгих согласований. Она внесла последние коррективы в окончательный эскиз и нашла спонсоров для проекта.
До этой работы я не был лично знаком с этой удивительной женщиной. Мне было лишь известно, что Светлана Юрьевна много делает для поддержки культуры республики, прекрасно образована. А в ходе работы понял, что она к тому же очень скромный и тонкий человек, прекрасный знаток искусства, много путешествует по миру, познавая культуры разных народов. Я благодарен судьбе, что она свела меня с таким созвучным моему мировосприятию человеком и наш совместный проект состоялся.
Вообще сначала задумывался фонтанный комплекс – «лотос» в руках женщин должен был возвышаться над водной гладью, поскольку вода во многих культурах мира – основной передатчик информации, а бронзовая композиция, на мой взгляд, – квинтэссенция духовных исканий мира. Строительству фонтана помешали технические трудности с водопроводом. Хотя, возможно, уже в скором будущем вокруг лотоса появится водное обрамление.
– На цветке отображены семь основных религий мира: христианский крест, мусульманский полумесяц, иудейская звезда Давида. В их ряд попали символы буддизма, даосизма и даже зороастризма. Чем продиктован такой выбор?
– Религий у человечества действительно много. Но все они проповедуют общие истины: не убий, не укради, не делай зла. Все держатся на таких добродетелях, как любовь, ненасилие, праведность, мудрость, служение. К этим ценностям стремятся представители любых верований и народов. Поэтому они высечены на каждом из лепестков лотоса. И число семь в скульптуре – семь лепестков, женщин, религий, высота в метрах – тоже не случайно. Какую культуру мира ни возьми, например нашу чувашскую, везде фигурирует эта сакральная цифра.
– Работая над композицией, вы консультировались с религиоведами или представителями конфессий?
– Нет. Подчеркиваю, это абсолютно светский памятник. Он не несет какого-то определенного религиозного послания. Хотя, возможно, найдутся те, кто начнет тянуть одеяло на себя, своего бога, но это, думаю, от узости мировоззрения. Повторюсь, многообразие культур в единстве и дружба народов – вот мой главный посыл как художника. Признаться, поначалу я хотел придать облику каждой из семи бронзовых женщин, как говорят, черты «определенной национальности»: азиатские, например, славянские, индийские. Но, посовещавшись со Светланой Юрьевной, отказался от этой идеи. Ведь главный замысел проекта – единение. Поэтому женские лица, скажем так, получились европейского типа, но все семь индивидуальны – лепил с натурщиц.
– Вашу любовь к женским образам, кажется, и в Новочебоксарске уже оценили?
– Да, отлитую в бронзе скульптуру “Мать и дитя” два года назад установили возле поликлиники детской городской больницы. Это увеличенный вариант моей давней работы. Когда-то она выставлялась в Новочебоксарске, и руководство города обратило на нее внимание. Тема материнства наиболее интересная для меня. Сейчас, в мастерской, пытаюсь раскрыть ее по-новому.

Опубликовано: 22 мая 2008 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.