«ЗН» продолжает публикацию интервью с директором НИИ питания РАМН, академиком РАМН, профессором, доктором медицинских наук Виктором Тутельяном.
— Виктор Александрович, давайте поговорим о детях, об их питании. В массовом сознании есть такая установка — маленький ребенок должен быть здоровеньким, а значит — толстеньким…
— Это страшно. Сейчас за рубежом идет целая серия длительных и дорогостоящих исследований на эту тему. Ученые изучают нарушения питания в первые месяцы и первые год-два жизни, а также их последствия через 20-40 лет. И уже показано, что, например, перекармливание ребенка в первые 2-3 года его жизни влечет за собой чрезвычайные отрицательные последствия: высокий риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы и ожирения. Специалистам хорошо известна адипоцитная форма ожирения — это когда ребенка в первые месяцы жизни сильно перекармливают. И, как результат, в организме закладывается гораздо большее, чем необходимо, количество жировых клеток.
Что должны делать родители: формировать и воспитывать у ребенка правильное пищевое поведение. От этого зависит его дальнейшее здоровье. В России, можно сказать, этим вообще никто не занимается. За рубежом, в некоторых странах — Швеции, Норвегии — конфету ребенку дают раз в неделю, по воскресеньям, как лакомство. А у нас? Или другой пример. Вот создается по высоким технологиям и под страшным контролем детское питание. Специалисты сделали особые адаптированные смеси, максимально приближенные по составу к женскому грудному молоку. Но очень многое зависит от правильности применения этих смесей! У нас же как бывает? Попробует бабушка или мама эту смесь — ой, невкусно, давай с сахарком. Или написано — развести водой. А почему водой, я на молоке сделаю, да еще и больше добавлю этой смеси, так сытнее! И в результате все, что делали ученые, все, что делали технологи, — все идет наперекосяк! Черт бы с ними, с деньгами, но ведь это сказывается на здоровье ребенка. Ожирение у детей первых двух лет жизни растет, это четко видно. Тем, кому сейчас 2-3 года, неминуемо закладывают нездоровье в 30-40-50 лет. Кто виноват? Мама и папа. Они хотели как лучше, а получилось как всегда.
— Государство может способствовать формированию правильного пищевого поведения?
— Должно. Возьмем ситуацию с йодом. Раньше в СССР вся пищевая соль йодировалась, поскольку в нашей геопровинции его мало: в почве, воде, растениях. Йодированная соль — самое эффективное решение проблемы. В свое время от этого отказались, поскольку решили, что рынок формирует спрос. В середине 90-х забили тревогу — у детей появились проблемы с щитовидной железой.
Начали изучать проблему — оказалось, что в продаже нет йодированной соли. Геннадий Онищенко (главный санитарный врач России. — Прим. ред.) собирает всех производителей соли, спрашивает, почему они не делают йодированную соль. Те говорят, мол, у нас торговля не просит. Собирает он торговлю, те говорят — спроса нет. Вот пример рыночного регулирования спроса. А что такое дефицит йода для детей до 15 лет? Это формирование центральной нервной системы. При глубоком дефиците йода развивается одна из форм идиотии. При простой недостаточности человек не идиот, но у него на 10-15% интеллектуальных способностей меньше. Ты, родитель, отнял их у своего ребенка. Ты жизнь за него готов отдать, а это отнял просто от незнания! Потом ты ругаешь учителей, школьные нагрузки, а твой ребенок просто не выносит эти нагрузки, перегружается, потому что это ты отнял у него потенциал, эти 10-15%! А казалось бы, ерунда, йод… Это пример государственного вмешательства в формирование пищевого поведения. Но очень многое зависит от семьи. Пищевое поведение закладывается в детстве и остается на всю жизнь. Удивительно, Москва — многонациональный мегаполис, здесь живут люди, которые никогда не были на своей исторической родине, а в семье — кавказская или, к примеру, узбекская кухня. Это передается от родителей, это очень устойчивые привычки, их сложно изменить. Если ты с детства привык к мясу, то на рыбу легко не перейдешь. Поэтому очень важно создавать и формировать пищевое поведение с первых же дней и месяцев жизни. Потому что дальше его изменить практически невозможно.
Беседовал Дмитрий Карманов