Счастливое исключение

Что-то мне в последнее время стало совсем непросто ориентироваться в восхитительном мире искусства Русского драмтеатра. Идешь на спектакль и заранее знаешь, что там тебе покажут. Возвращаешься и размышляешь, как теперь это в театральном искусстве называется…
Но надо же, бывает ведь такое! В театре случилось чудесное представление – «Мнимый больной» Мольера, поставленный народным артистом ЧР В. Красотиным, оказался спектаклем не то, чтобы совсем великолепным, но неплохим, и точно уж не отвратительным.
Сначала о режиссуре. Она, как ни странно, есть. Есть и стиль, и жанр, и концепция – то, без чего спектаклей не бывает. Пружинка мольеровской интриги распрямляется и выстреливает легким, веселым спектаклем. Смотрится все на одном дыхании.
В. Красотин поведал зрителям историю о людях, недвусмысленно для себя решивших, в какую игру они играют с этим миром. Арган играет больного, его жена Белина – нежную и любящую супругу, его дочь Анжелика – девочку-пусечку, возлюбленный Анжелики Клеант – учителя музыки, брат Аргана Беральд – шебутного, неугомонного рокера, служанка Туанетта – лекаря. Такой вот театрализованный междусобойчик близких и не очень друг другу людей, которые с удовольствием притворяются не теми, кто они есть.
Мотив игры вдохновил режиссера и определил сценографическое решение художника-постановщика С. Маццони. Композиционным центром оказывается домашний театр, где дуэтом будут петь влюбленные Клеант и Анжелика, откуда появятся мольеровские персонажи, чтобы воплотить задуманные ими образы.
В. Красотин изящно иронизирует по поводу замусоленных стереотипов нашего времени. Есть в спектакле и некоторая социальность, и узнаваемость, наше, сегодняшнее. И олигарх тут есть, желчный симулянт и малоприятный господин. Бродит неприкаянный, с кислой миной, не понимая, чего хочет. Господина Аргана играет засл. артист ЧР Д. Фадейчев. Сыграна роль вроде бы верно, но, честно говоря, невыносимо банально.
Молодая жена господина Аргана – эдакая гламурная фотомодель, укутанная в шелка, возникает на сцене с разнообразными красивыми сверточками. Белина восхитительна, как глянцевая обложка, на которую так отчаянно ей хочется быть похожей. Быть может, и не вполне достигла гламурных идеалов, но все у этой дамочки еще впереди. Ведь мечту читателей «Cosmopolitan» выйти замуж за олигарха она уже воплотила. Играет жену господина Аргана засл. артистка ЧР Наталья Лосева. И вот что удивительно: скверно игравшая прежде прекраснодушных героинь Н. Лосева вдруг чудесным образом преобразилась в блестящую комическую актрису. Очень аппетитный получился персонаж – пародийная зарисовка из жизни светских львиц: дорогие рестораны, лимузины, шопинг, фитнес, ботекс…
Сметливая служанка Туанетта – даже не роль, а лакомый кусочек. Анастасия Кавказова играет Туанетту беззастенчивой авантюристкой, упоенно режиссирующей домашним спектаклем. Азартно и весело ведет актриса интригу, словом, играет очень хорошо, но, пожалуй, все же по причине полного неведения о традициях и штампах. Чувствуется, что актриса очарована и ошеломлена свежестью новой для себя роли. Во всяком случае, молодая актриса доказала, что неизбитость и свежесть могут что-то всерьез противопоставить «виртуозам» с Гагарина, 14.
Засл. артист ЧР Н. Горюнов демонстрирует беспричинную неадекватность своего героя. Он играет Тома Диафуаруса дебилом, больным на всю голову. Спору нет, получилась самая грандиозная интермедия в спектакле. Сыграно это гипертехнологично, но впечатление – удручающее. Роль изобилует множеством деталей, но вот их совмещение для меня необъяснимо. Да и исполнение, лишенное легкости, давит и раздражает. Впрочем, вдруг кому и понравится.
А вот Клеант, сыгранный В. Савельевым, очень к себе располагает. Влюбленный, наивный, очень трогательный и, в целом, вполне симпатичный персонаж. Вроде нет ничего особенного, но нет и ничего лишнего.
Беральда, пожилого любителя мотоциклов и брата главного героя, заслуженный артист ЧР Е. Лезов играет в традициях бытовой психологической школы – с толком, с чувством, с расстановкой. Немного не в стиле, но тут уж ничего не поделаешь. И все-таки молодящийся рокер со старческой одышкой сыгран на совесть, грех жаловаться.
Однако совсем без пошлостей и подлизываний к зрителям, конечно, не обошлось. Впору поверить в закон сохранения театральной энергии. Если где-то было хорошо, то где-то, пусть самую малость, но будет неважнецки. Какая-то неразумная режиссерская избыточность присуща В. Красотину. Увы, это беда многих превосходных актеров, ушедших в режиссуру. Возможно, что без «капустнических фишек» В. Красотину просто скучно. И кажется ему, что преврати он нотариуса Бонфуа в клептомана, а Тома Диафуаруса в секс-машину – сразу все и заиграет. Ан нет! Не заиграло!
Честно говоря, не очень я приспособлена к спектаклям Русского театра. Вроде бы все понятно, но все как бы на пустом месте. «Мнимый больной» – счастливое исключение. Редко так бывает, что смотришь спектакль взахлеб, что вроде и нет ничего замысловатого, а нравится.

Изида ПОГИЛЬДЯКОВА.

Опубликовано: 24 апреля 2008 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Один Ответ

  1. Забавная рецензия.
    То ли автору пришлось хвалить, а не очень хотелось. То ли пришлось ругать, а было особо не за что. Критикам, конечно, тяжело разбирать уже сваренный творческий суп на отдельные ингридиенты, неблагодарное это дело. Но почему при этом надо еще так не любить артистов? Если молодая артистка играет свежо, то это «от незнания штампов», если блестяще комикует, то зато «отвратительно играла прекраснодушных героинь». Да и видимо лишь критик может не знать, что когда «смотришь взахлеб, вроде ничего нет, а нравится» — это и называется талант. А только и это и ново, как известно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.