Чьи комнаты в «частной» общаге?

Семейство чебоксарцев Трофимовых сегодня в полном смятении – дело в том, что уже в начале мая им негде будет жить. Выселить семью с несовершеннолетним ребенком из комнаты, где они прожили не один год, недавно принял решение Калининский районный суд. Неплатежи за жилищно-коммунальные услуги здесь ни при чем – просто общежитие, в котором обитают Трофимовы, частное, а собственник больше не желает сдавать им комнату.
Но обо всем по порядку. Общежитие на 640 мест по проспекту Тракторостроителей, 7 когда-то принадлежало нижегородскому тресту «Волгонефтехиммонтаж», потом АОЗТ «Стромон», а нынешним его владельцем является ООО «МКФ «Стромон-Китр». Трофимовы к этим уважаемым организациям отношения не имеют – они вселились в комнату на восьмом этаже в сентябре 2002 года на основании договора временного пользования, заключенного на неопределенный срок. По закону такой договор действует в течение пяти лет. Если наймодатель не собирается его продлевать, то обязан предупредить жильцов не позднее чем за три месяца до истечения этого срока. Трофимовы такое предупреждение получили вовремя, и состоявшийся в декабре суд вынес решение почти автоматически – признать договор расторгнутым и выселить семью из общежития без предоставления другого жилого помещения. Судья даже не стала настаивать на приглашении представителей органа опеки и попечительства. Зачем же этому самому наймодателю понадобилось судиться с жильцами?
По словам главного экономиста фирмы Э. Васильевой, девятиэтажное кирпичное здание постепенно приходит в негодность, его пора капитально отремонтировать. В следующем году истекает срок эксплуатации одного лифта, еще через год – другого. А новый стоит 10–12 миллионов. Поэтому, оценив свои финансовые возможности, предприятие приняло решение – приостановить сдачу комнат в аренду начиная с шестого этажа и выше. Ведь до пятого этажа общежитие можно какое-то время эксплуатировать и без лифта. Что будет потом, главный экономист точно не знает, – это уже дело учредителей. Может быть, здание переделают под коммерческое жилье, может быть, продадут. Но содержать его в нынешнем виде и дальше не имеет смысла – это приносит сплошные убытки. Ладно, если бы там снимали комнаты работники предприятия, но таковых среди жильцов почти не осталось. Зато много должников по квартплате.
Тем не менее о нынешних обитателях общежития предприятие, судя по словам Васильевой, проявляет почти отеческую заботу. Содержит вахтеров, поддерживает порядок. Договорилось с одним из банков о предоставлении льготной ипотеки, чтобы люди могли выкупить свои комнаты. Но те упорствуют – мы, говорят, здесь жили и жить будем. Вот и приходится действовать через суд.
Самим жильцам, однако, ситуация видится совсем по-другому. Перспектива потерять крышу над головой вводит людей в ступор – хотя коммунальные платежи они считают явно завышенными, снимать квартиру обойдется намного дороже. Да ее ведь сначала еще и найти надо. А сроки действия договоров подходят к концу у многих. Поэтому они давно жалуются во все инстанции, предлагая передать общежитие в муниципальную собственность. Тогда люди смогут заключить договоры не коммерческого, а социального найма. И в перспективе, чем черт не шутит, приватизировать комнаты, в которых проживают. Но ответ и в прокуратуре, и в городской администрации им дают один и тот же. По Гражданскому кодексу права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат только собственнику. И без согласия МКФ «Стромон-Китр» передача общежития на баланс муниципалитета состояться не может. Тупик?
От безысходности некоторые жильцы пытаются оспорить само право собственности фирмы на дом по проспекту Тракторостроителей. На днях один из них, бывший работник треста «Волгонефтехиммонтаж», которому комната в злополучном общежитии досталась еще в середине восьмидесятых, обратился в тот же Калининский суд с любопытным иском. Он считает, что в свое время, при продаже здания, были нарушены его права на приватизацию жилья. А само общежитие по закону подлежало передаче в ведение органов местного самоуправления.
На первый взгляд, перспектив у такого иска немного. Это же покушение на святое, на итоги приватизации! Вот и Э.Васильева уверена, что «Стромон-Китру» опасаться нечего. Одним судом больше, одним меньше – невелика разница. Тем более что в других регионах, где остались «наследники» треста «ВНХМ», жильцы бывших ведомственных общежитий тоже не могут отстоять свои права.
Но дело в том, что похожие разбирательства уже не всегда заканчиваются в пользу владельцев «частных» общежитий. В Перми, например, около года назад местный житель впервые в стране смог приватизировать комнату в общаге, принадлежащей одному из предприятий. Помощь ему в этом деле оказала общественная организация под названием «Центр социальных инициатив». В подготовленном ее юристами иске была представлена довольно сложная система доказательств, суть которых сводится как раз к тому, что при преобразовании государственных организаций в акционерные общества закон запрещал передавать в их уставный капитал здания общежитий. В результате чего оказались нарушены права их жильцов на приватизацию жилья. Судья с этой точкой зрения согласился, вышестоящая инстанция тоже. С тех пор таких решений в Пермском крае вынесено множество. Нынешние владельцы общежитий, порой не раз переходивших из рук в руки, скрипят зубами и обзывают все это «пролетарской справедливостью», но поделать ничего не могут.
Видимо, слухи о тех процессах дошли и до Чувашии. Теперь и нашим судам придется определяться, насколько законна была приватизация ведомственных общежитий. А их, говорят, только в Чебоксарах несколько штук…

Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.