Это не просто «на память», а символ мужества
Новый проект «Семья Героя» передает ясную и простую мысль: «Ты не один». И обращена она к участникам СВО, которые остаются для своих родных сыновьями, мужьями, отцами, братьями. А еще фотопроект объединяет тех, кто ждет их дома с победой..
Автор фотопроекта — Комитет семей воинов Отечества Чувашии. С его руководителем Ольгой Владимировой мы встретились в небольшой фотостудии. Съемки уже начались, слышались четкие команды фотографа: «Так, голову чуть влево! Хорошо. Теперь смотрим на меня. Так, хорошо». В гримерке ждала своей очереди мама с тремя детьми: двое (девочка и мальчик) — школьники, а самому младшему еще предстоит сделать свои первые шаги и произнести первые слова. Глядя на них, понимаешь, что и они в свои детские годы подвергаются нелегкому испытанию — разлуке с отцом.

Из невеселых раздумий меня вывел голос Ольги. «Вы, наверное, хотите поговорить с семьями?» — спросила она. «Да, — я растерянно кивнул головой. — Но если у вас есть время, то сначала с вами». Мы вышли в коридор, встали у окна: на улице было пасмурно, сильный ветер бил по деревьям, срывая сухие листья.
«Я руковожу комитетом с 2024 года. И это уже третья «волна» фотопроекта, — рассказала Ольга. — За два дня мы должны сфотографировать 53 семьи. А так, за год в нем приняли участие 144 семьи военнослужащих. Зачем это нужно? Когда наши мужья, отцы ушли на СВО, мы не знали ни друг друга, ни что с этим делать, ни как с этим всем справляться. И подобные проекты объединяют. И когда ко мне, как к жене военнослужащего, обращается жена или мама другого бойца, то мы сближаемся, потому что проходим одинаковые этапы в жизни. На самом деле, очень важно, когда ты говоришь с человеком о том, что ему дорого и понятно. Так мы поддерживаем друг друга».
Ольга Владимирова говорила, не сопровождая свою речь излишней жестикуляцией и эмоциональным надрывом. Она приняла выбор мужа, который преданно служит Отечеству на СВО, и сделала свой (и путь ее не из легких) — помогать бойцам на передовой и семьям, которые остались ждать их дома. Вообще ее история, не как руководителя комитета, а как сильной женщины, жены солдата достойна отдельной статьи. Возможно, когда-нибудь мы ее поведаем.
«Мы понимаем, что можем быть полезными друг другу, — продолжила свой рассказа Ольга. — Однажды к нам в комитет пришла молодая женщина, потерявшая мужа на СВО: семья многодетная, и было видно, что вдова уже готова опустить руки. В какой-то момент она призналась, что не видит смысла в жизни и попросила нас присмотреть за детьми, если с ней что-то случится. Но мы пригласили ее в наш фотопроект «Семья Героя». И после общения с другими участницами женщина поняла, что была не права. Она увидела, как вдовы стойко переносят свое горе, чтят память о погибших мужьях, отдают себя детям, и словно переродилась, как будто разрушила скорлупу, сдавливающую ее. В одиночку с потерей дорогого человека справится сложно, но вместе мы становимся сильнее».
Человек, обладая большими знаниями об окружающем мире, так мало знает себя. Не догадывается, насколько мощными могут быть его душевные силы. Ольга напоминает мне стоика, который достигнув внутреннего спокойствия и целостности, относится к событиям и обстоятельствам, не подвластным ей, разумно и мужественно. Хотя, конечно же, вся ее сила духа подпитана православной верой.
«Знаете, данная ситуация, наверное, больше всего учит смирению и вере в Бога. Может быть, поэтому я здесь, в комитете. Собираю благотворительную помощь нашим ребятам, стараюсь помочь семьям бойцов. К тому же мы все-таки верим в скорейшую победу. И мужики вернутся, дай Бог, живые и здоровые. Мы уже научились жить немножко по-другому и готовы выдержать все, чтобы идти вперед», — рассуждает Ольга.
…Мы возвращаемся в студию. Как раз в это время фотограф и ее помощница всячески пытались привлечь к себе внимание младенца, сидевшего на коленях у мамы. Однако малышу было интересно все, кроме этого. Ольга присоединилась к процессу, и общими усилиями ребенка удалось сфотографировать так, как надо.
После съемок я подошел к маме непоседы. Познакомились. Женщину зовут Екатерина Краснова. «Мой муж на СВО с октября 2022 года, призван по мобилизации. Он принял это как должное, по-мужски. Конечно, переживаю, но и горжусь им. И свои чувства я могу передать через этот фотопроект. Мне кажется нам, чьи близкие люди сейчас в зоне спецоперации, не стоит падать духом, мы должны держаться вместе», — сказала Екатерина.
Я поймал себя на мысли о том, что история этой хрупкой, но сильной молодой женщины, совпадает с историями тысяч других, чьи мужья встали на защиту Родины. Но, конечно, от этого ее опыт не перестает быть уникальным: переживания, мысли, страхи, волнения, как отпечатки пальцев, принадлежат только ей и не похожи на другие. Как и история седовласой женщины с печальными глазами, которая скромно стояла одна, прислонившись к дверному косяку. Я решился ее побеспокоить.

«Меня зовут Альбина Иголкина, мой сын сейчас на СВО, — собседница сделала паузу, пытаясь справиться с волнением. — Служить пошел по контракту: сказал, что его друзья там, что отстоит честь страны и не подведет фамилию».
По словам Альбины Романовны, участие в фотопроекте придает ей силы — так ей легче ждать возвращения сына домой. Иголкина вместе с другими мамами и папами, женами и сестрами всячески поддерживает ребят, находящихся в зоне СВО. «Они все наши, — твердо произносит женщина. — И мы будем им помогать».
Покидая фотостудию я лишний раз убедился в своей сентиментальности. Пропуская через себя эти истории, трудно было сохранить журналистскую беспристрастность.



