Принципами сыт не будешь

Героиня этой истории чем-то похожа на отшельницу Агафью из газетного сериала «Таежный тупик». В одной из деревень Яльчикского района живет Мария Григорьевна Баранова. Ей 82 года, и несколько месяцев подряд из-за своей беспечности она не получала пенсию. Просто не могла предъявить документ, удостоверяющий личность.
Как выяснилось, у нее никогда и не было паспорта, на руках – только свидетельство о рождении. По словам ее племянницы, всю свою жизнь тетя прожила вместе с родителями. «С молодых лет и до старости она работала в школе уборщицей. Когда вышла на заслуженный отдых, пенсию ей приносила почтальон. Мария Григорьевна ставила вместо подписи крест по причине безграмотности. Почему ей выдавали деньги? Объяснение простое – поскольку в деревне все друг друга знают. Но в последние времена законы ужесточились, пришли новые люди, и без документов пенсию не выдают. Все правильно, в бюрократизме никого не обвинишь. Одна закавыка – тетка осталась без средств к существованию».

…Можно ли для пожилого человека сделать исключение из общего правила, чтобы она могла получать свою пенсию без паспорта? Что за вопрос: конечно же, нельзя. А с другой стороны, не пропадать же человеку. И выход был найден.

А почему у старушки нет паспорта? Баранова выросла в верующей семье, сама глубоко верующий человек. С младых лет родители «заложили» в нее неприятие документов личности. Вот она и живет по сей день с таким убеждением. На старости лет у нее своей семьи нет. Живет в старом доме со своим братом. Тот, конечно, получает социальную пенсию, около 2 тысяч рублей. Но своей сестре деньгами не помогает. Оказывается, потому, что они разошлись в идеологических взглядах на жизнь. Он – ярый безбожник, и его очень злит такое отношение к жизни со стороны сестры.
Но Мария Григорьевна не унывает, хоть ей и тяжело физически – она с 1985 года на инвалидности. Вот и прошлогодней весной посадила в огороде картошку, собрала неплохой урожай. Продавала по ведру, чтобы купить муку для выпечки хлеба, соль и сахар, заплатить за электроэнергию. «Было у нее четыре овцы, из них три продала, собирает деньги на дрова, – рассказала сердобольная заступница. – Печь в доме они топят дровами, у каждого свои поленницы. Однако Марии вырученных своих денег не хватает, дрова для нее очень дорогие. Из-за этого она переживает. Газа у них нет, они не умеют им пользоваться и его боятся».
Местная власть, конечно же, была в курсе, что старушка ради принципов отказывалась от получения пенсии. Глава сельского поселения В. Рыбкин часто подвозил своенравную односельчанку к началу службы в церковь в Янтиково. И каждый раз он уговаривал ее «не чудить». Та и слышать ничего не хотела. Виталий Максимович знал, что все близкие родственники живут далеко. Иногда племянники приезжают помочь, но это случается совсем не часто.
Словом, Баранова пыталась жить по своим законам, уподобляясь в чем-то Лыковой из глухой сибирской тайги. Но в октябре прошлого года от ее племянницы полетело в Администрацию Президента прошение, мол, «можно ли для пожилого человека сделать исключение из общего правила, чтобы она могла получать свою пенсию без паспорта?» Что за вопрос: конечно же, нельзя. А с другой стороны, не пропадать же человеку. И выход был найден.
Недавний звонок в райцентр развеял все сомнения. Из Яльчик сообщили, что труженик тыла Мария Григорьевна Баранова с января вновь исправно получает свою пенсию. Почтальон теперь не обходит ее дом стороной. Как удалось и формальности соблюсти, и строптивого пожилого человека не обидеть? Без определенной хитрости здесь не обошлось, но чиновники очень попросили не вдаваться в нюансы. Главное, что жизнь нашей героини заметно облегчилась. Все-таки Яльчикская сторонка – это вам не таежный тупик, точнее, не тупик равнодушия.

Опубликовано: 20 мая 2010 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.