Для моего прапрадедушки Алексея Ивановича и шестерых его детей на первом месте всегда было слово «надо». Когда наступили грозные дни, пятеро сыновей без колебаний встали на защиту Родины. Все полегли на полях сражений. Свой долг они выполнили с честью. Память о них хранится в семейном альбоме.
Род наш происходит от Алексея Ивановича. В начале двадцатого века он отдал армии четыре года жизни. При сдаче экзамена на эскадронного фельдшера получил аттестат от старшего врача 42-го драгунского Литовского полка его королевского высочества Принца Прусского Альберта. По рассказам односельчан, прапрадед был добрым, отзывчивым человеком, никогда не отказывал в помощи. Вот что рассказывает о его семье 85-летняя Елена Гавриловна Гаврилова из Эльбарусова: «Наши семьи жили дружно. Я часто бывала у них дома. Дети были развитые, стремились к знаниям, были честными и работящими. Они заботились друг о друге. Когда старших сыновей Михаила, Леонида и Терентия призвали в армию, они в каждом письме интересовались судьбами друг друга, советовали младшим братьям Анатолию и Николаю учиться старательно, больше читать книг, напоминали, что армии нужны образованные люди».
СЫНОВЬЯ. Михаил (мой прадедушка). До войны учительствовал, участвовал в боях с белофиннами. Мечтал вернуться домой в апреле-мае 41-го, но июнь все поменял. Погиб на фронте. Леонид пошел по стопам старшего брата: окончил пединститут и начал преподавать в школе, откуда призвали в армию. В первый же день войны отправлен на фронт, где пропал без вести. Трагически сложилась судьба и третьего сына, Терентия. Он, как и его отец, выучился на военного фельдшера. Когда началась война, уже почти два года служил в армии. О его судьбе семье было известно мало. Кое-что прояснилось в 1985 году, когда в Эльбарусово приехал азербайджанец М. Мамедов. Он был очевидцем гибели Терентия. Гость рассказал о том, как в одном из боев мой родственник вместе с другими бойцами попал в плен. Пытались вырваться к своим, но не получилось. Их поймали. Немцы жестоко издевались над военнопленными. Враги отрезали уши и язык Терентию, а потом повесили его.
В 41-м, когда Анатолию исполнилось 18, его забрали на фронт. Через год он пропал без вести. В феврале 1943 года дошла очередь и до младшего, Николая. Он погиб в феврале 44-го в Витебской области. Так из шестерых детей война унесла пятерых сыновей, в живых осталась единственная дочь Клавдия. Каждый раз в День Победы она вынимала из сундука письма своих братьев, которые бережно хранила, читала и перечитывала их, мысленно возвращаясь к давно минувшим дням. Как и некоторые братья, Клавдия Алексеевна выбрала профессию учителя. Учила азбуке детей, до самого выхода на пенсию не расставалась с малышами.
После ее ухода из жизни письма и фотографии большой семьи бережно хранятся в доме ее племянника В. Михайлова. Не зря говорят, что яблоко от яблони далеко не падает. После школы Владислав Михайлович (мой дед) поступил в Казанское высшее авиационное техническое училище, окончил его с отличием. Семь лет служил в ракетных частях, но по состоянию здоровья пришлось демобилизоваться. Капитан вернулся на родину и стал педагогом. Отслужил в армии его сын Юрий (мой отец). Не отлынивал от срочной службы и мой дядя Сергей. У обоих есть сыновья. Придет время, и они тоже честно будут служить в армии, как их прадеды, деды и отцы.
Е. МИХАЙЛОВА,
учащаяся Эльбарусовской средней школы Мариинско-Посадского района.
НА СНИМКЕ: Пока еще все в сборе. Семья моего прадеда Михаила Алексеевича. На коленях матери – мой будущий дед.