Какой мальчишка не мечтает отправиться в морское путешествие? Вот и воспитанник Чебоксарской кадетской школы имени Героя Советского Союза полковника А. Кочетова Артем Петров с детства грезил плаванием. Но к своей цели он упорно шел: хорошо учился, занимался в спортивно-техническом клубе «Юный патриот», участвовал в конкурсах по штурманской подготовке. Кадетом заинтересовалась Молодежная морская лига страны, он прошел строгий отбор и попал в трансатлантическую экспедицию на четырехмачтовом барке «Крузенштерн».
Лимоны победили качку
Мама школьника просто не поверила, когда сын сообщил, что отправляется в дальнее плавание, и, конечно, переживала. А вот дед, в прошлом – военный летчик, был рад за внука и очень им гордился. Перед путешествием он все советовал: «Будет холодно – сильно не кутайся, а чтобы к качке привыкнуть, ешь что-нибудь кислое». Ровно за 10 дней до отъезда любимого внука Фирса Пантелеймоновича не стало. Свое путешествие в 13 тысяч морских миль под парусами Артем посвятил деду.
Море он увидел впервые – бескрайнее и манящее. А 114-метровый «Крузенштерн» издалека показался небольшим. Но стоило ступить на палубу, и Артем понял всю мощь этого корабля. Ему уже более 80 лет, но оснащен по последнему слову техники. Всего на борту было 60 человек экипажа и 120 вновь прибывших курсантов, из них 5 юнг, в числе которых был и Артем, да 6 девушек (пребывание слабого пола на корабле – исключительный случай). Как только вышли в море, у ребят началась морская болезнь, некоторые мучились по 2-3 недели. Артем же по наказам дедушки ел лимоны, благо их давали даже на завтрак, и за два дня ко всему привык.
– В первые дни мы ходили как зомби, – рассказал школьник корреспонденту «СЧ». – Голова кружилась, постоянно хотелось спать, а ведь еще учиться надо было. За 10 дней прошли ускоренный курс парусной подготовки, после которого сдали экзамен. Только тогда нам разрешили подниматься на мачту и работать на высоте. Некоторые парни поначалу думали, что приехали отдыхать, но это была настоящая служба.
Вообще на «Крузенштерне» все было строго по сменам: время учебное, рабочее и вахтовое. А работали юнги наравне со всеми курсантами, не отлынивали даже от сложного дела. Артем, например, забирался на высоту аж до 50 метров!
Ветры насквозь продували
«После выхода из Калининграда барк посетил бельгийский порт Зеебрюгге, затем совершил переход через Северное море и пролив Ла-Манш и с 19 по 26 декабря находился в испанском порту Санта-Круз де Тенерифе», – сообщается в новостных сводках. Поскольку экспедиция проходила под эгидой 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, прямо на борту развернулась фотовыставка, посвященная подвигу советских воинов. Тем временем наши ребята успели погонять в футбол с местной командой порта, побывать на спящем вулкане Тейде, полежать на пляже под жарким солнцем. И даже не верилось, что всего несколько дней назад, проходя Бискайский залив, они пережили девятибалльный шторм.
– Можно было по стенкам бегать, – удивил Артем. – Судно кренилось на 30 градусов. Нас, молодых, на борт не пускали, потому как запросто можно было вылететь в море.
Испытаний, выпавших на долю отважных моряков, было много. Как-то из-за сильного ветра порвались тросы, на которых крепились косые паруса. А однажды в центральном отсеке загорелся электрощит, и судно оказалось обесточено. Всюду кромешная тьма. Экипаж устранял неполадки при свете карманных фонариков. Не без помощи юных практикантов удалось бросить якорь – и это посреди Атлантического океана!
В Атлантике ребята встретили Новый год. Для них был накрыт праздничный стол, за которым все собрались за 10 минут до боя курантов, но юнге Петрову как назло нужно было заступать на рулевую вахту. Так что 2010 год он встретил у руля, причем два раза: как раз в полночь «Крузенштерн» пересек очередной часовой пояс. «Это оригинально», – совсем не расстроился юноша. Да и нравилось ему управлять кораблем. За рейс Артем провел у руля 80 часов.
Отличились на олимпиаде
В панамском порту Колон местные жители отнеслись к гостям настороженно, думая, что прибыли американцы. Но когда узнали, что перед ними русские, расплылись в улыбках. Поразило Артема, что почти все мужчины города ходят по улицам с автоматами и дробовиками. Находиться среди вооруженных до зубов людей было неприятно.
Зато следующей остановки он ждал с замиранием сердца. Преодолев Панамский канал, барк держал курс на Ванкувер, где вот-вот должны были начаться Олимпийские игры. Но на этом, увы, заканчивалось большое путешествие нашего земляка, из Канады юнги должны были отправиться домой. Перед тем как зайти в порт, парусник простоял два дня, так как служба безопасности проводила тщательную проверку, вплоть до осмотра личных вещей, а юнги тем временем до блеска намывали палубу. Но оно стоило того – Артему удалось поучаствовать в открытии Олимпиады: вместе с командой он стоял в оцеплении, охраняя высоких лиц, за что получил памятный значок, который украшает теперь его форму. Побывал он и на соревнованиях по фристайлу, правда, юный моряк сильно переживал неудачи наших спортсменов. Кстати, с лыжниками он возвращался домой на самолете.
– За три месяца, что Артем был в море, он возмужал, повзрослел, стал увереннее в себе, – заметил старший офицер-воспитатель кадетской школы В. Голев. – Вообще такой чести удостаивались немногие. В последний раз юноши из Чувашии отправлялись в плавание на «Крузенштерне» в начале 1990-го и в 1996 году. Так что нашему ученику сильно повезло.
Понимает это и сам Артем и не намерен выпускать удачу из рук. Как только вернулся, сразу же принялся за учебу, чтобы наверстать пропущенные занятия. В этом году он заканчивает 11 класс и готовится к поступлению в высшее морское учебное заведение.
– Я не рассчитывал на веселую поездку, а хотел научиться новому, попрактиковаться в морском деле, – признался Артем. – А трудности всегда закаляют и сплачивают. Мы, юнги, стали друг другу почти как братья и сейчас переписываемся по Интернету.
Когда Артем был в море, он скучал по дому, а сейчас его тянет обратно. Нетрудно догадаться, что загадал молодой человек в новогоднюю ночь, стоя у штурвала «Крузенштерна».