От большой радости до глубокого огорчения один шаг. Вот и семья новочебоксарцев Дмитриевых (здесь и далее имена и фамилии изменены) минувшей осенью готовилась к празднику – совершеннолетию сына Андрея. А обернулось все слезами, потрепанными нервами, заявлением в милицию и судебным разбирательством.
В этот день родители хотели сделать сыну какой-нибудь особенный подарок. Дорогой и со смыслом. Долго ходили по магазинам и, в конце концов, определились с выбором – им глянулись роскошные наручные часы в золотом водозащитном корпусе со швейцарским механизмом стоимостью 41550 рублей. Оставалось только выгравировать на них памятную надпись: «Андрею в день совершеннолетия от родителей».
Мастерская, где согласились выполнить эту работу, нашлась в Чебоксарах. Принимавший заказ мастер, молоденький парнишка, показал на компьютере дизайн-проект будущей надписи и заверил, что весь текст поместится на ободке часов. На экране надпись и в самом деле выглядела стильно – вокруг циферблата красивой вязью расположились ровненькие буквы.
Дмитриевы-старшие передали часы мастеру, а сами начали оформлять заказ у приемщицы в соседней комнате. Но не успели они подписать все необходимые документы, как этот парень со встревоженным лицом подошел к приемщице и начал с ней о чем-то шушукаться, явно стараясь утаить содержание разговора от заказчиков. Те, естественно, тоже заволновались и потребовали показать часы.
Увиденное их потрясло. Мастер успел выполнить заказ лишь частично – он написал только «Андрею в день совершеннолетия». Но буквы были размещены на ободке неровно, интервалы между словами явственно различались, а часть текста вообще «наехала» на заднюю крышку часов. Мало того, слово «совершеннолетия» было написано шрифтом другого размера – буквы раза в полтора мельче, чем в остальной части надписи.
Дальше события развивались стремительно. Мастер решительно заявил, что продолжать работу он не будет, приемщица убрала недооформленный заказ в стол и отказалась выдать Дмитриевым хоть какой-нибудь документ, подтверждающий факт обращения в мастерскую. Зато посоветовала обратиться к ювелиру, чтобы попытаться убрать недоделанную гравировку «методом тепловой обработки».
Если бы не решительность и находчивость супругов, им так и пришлось бы уйти, что называется, несолоно хлебавши. Но, покинув помещение, они догадались обратиться в ближайший опорный пункт милиции. В присутствии сотрудника милиции общественной безопасности горе-мастер все же выдал Дмитриевым расписку о том, что он принял у них заказ «на изготовление гравировки на часы из желтого металла 585 пробы стоимостью 41550 рублей». Пообещал выписать и товарный чек, но почему-то только через пару дней.
Однако когда мама оставшегося без подарка именинника пришла в мастерскую через два дня, сделать это мастер уже отказался. И снова пришлось писать заявление в милицию. Участковый быстро установил личность гравера, после чего Дмитриевы написали исковое заявление в суд, потребовав от него произвести замену часов на аналогичные или выплатить их двукратную стоимость, как и положено по Закону «О защите прав потребителей». А заодно возместить моральный вред и судебные издержки.
И пришлось бы мастеру (хотя какой он, спрашивается, мастер, если допускает в своей работе непростительные ошибки?) расстаться с весьма серьезной суммой, если бы не родители. Уже его собственные – на суд пришел отец горе-гравера, хозяин той самой мастерской, и попросил истцов просто продать ему злополучные испорченные часы. Дмитриевы вошли в положение – у самих сын примерно тех же лет – и согласились. Конфликт был исчерпан.
Такая вот поучительная история. И для сыновей, которые иногда берутся за дело, не оценив всех сопутствующих рисков. И для родителей, которые по недосмотру разрешают им это делать, а потом расплачиваются. И для всех нас, чьи интересы защищает Закон «О защите прав потребителей». Но на закон надейся, а сам не плошай – если бы Дмитриевы вовремя не привели в мастерскую участкового, они бы никак не доказали, что вообще туда обращались…
Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.