Чебоксары и гости столицы республики наверняка заметили, как здорово преобразилось здание ОАО “Чувашская энергосбытовая компания”: надстроили еще один этаж, кирпичное здание отделали керамогранитом. “Находимся на Президентском бульваре – приходится соответствовать этому великолепию”, – отшутился по этому поводу генеральный директор ЧЭСК Михаил ШИРУНОВ. Достойный получился подарок коллективу к 50-летию энергокомпании.
С него, с юбилея, и начали беседу с Михаилом Юрьевичем.
Господин Форд одобрил бы
– 11 апреля нам будет 50 лет, – отметил он. – Именно в этот день в 1958 году на базе Чебоксарской городской дизельной электростанции и был образован “Энергосбыт” Энергоуправления Чувашского Совнархоза, на который возложили работу по заключению договоров, контролю и учету энергопотребления – те функции, которые выполняем сегодня. Изменился лишь объем выполняемой работы – за полвека потребление электроэнергии в Чувашии выросло ровно в 50 раз! 50 лет назад начали с 95 млн. кВт/ч в год, а сейчас рес-публика достигла уровня 4,6 млрд. кВт/ч. Это произошло в основном благодаря строительству крупных предприятий, таких как “Химпром”, “Промтрактор”, которые, как локомотив, тянули и другие сферы, дали мощный импульс развитию всей республики.
За эти 50 лет сформировался грамотный коллектив. Причем это касается не только “Энергосбыта”, но и всей энергоотрасли, ибо у энергетиков всегда был достаточно высокий социальный статус. Ведь, в отличие от коммерческих организаций, мы электроэнергию продаем даже в те места, где нам вообще невыгодно это делать. Скажем, физические лица получают электричество по цене меньшей, чем себестоимость. Единственное, что изменилось в последние годы, – это то, что с 2005 года от нас ушли приборы учета – те весы, которые определяют количество потребленной электроэнергии. По новым правилам за счетчик, который установлен в квартире или на лестничной площадке, несет ответственность собственник квартиры, на предприятиях – сами предприятия, на подстанциях – сетевые компании.
– Как бы вы определили роль и место сбыта в энергетике?
– Давайте представим ситуацию, что некому будет собирать деньги с потребителя. Результат будет непредсказуемый: неплатежи генерирующим компаниям, у которых мы покупаем электричество, они не смогут закупать топливо, обновлять оборудование; неплатежи сетевым компаниям, которым тоже нужно ремонтировать и строить сети, подстанции. И все это будет нарастать, как снежный ком. Поэтому отделы продаж существуют на любом предприятии. Скажу больше: сегодня во всем мире бизнес отталкивается не от плана производства, а от плана продаж. Форд, запуская впервые конвейер, говорил: мы произведем столько машин, сколько у нас будут покупать. Производить на склад – это сегодня не пройдет.
Функция, может быть, не совсем благодарная, но деньги кто-то обязан собирать, ибо любой труд должен быть оплачен. Вот почему “Энерго-сбыт” сравнивают с тем стержнем, на котором строятся взаимоотношения между энергокомпаниями и потребителями. Что касается финансов, взаимодействия с потребителями, мы сегодня очень тесно общаемся с жителями республики, предприятиями, властью, что накладывает очень большую ответственность.
Цена имиджа в стоимости компании
– В преддверии собственной ликвидации РАО “ЕЭС России” продает свои активы. Вот и до вас дошла очередь – совсем недавно Чувашская энергосбытовая компания сменила собственника… Хотелось бы услышать вашу оценку этого события.
– Это произошло 5 марта текущего года, когда состоялся аукцион “четвертой волны” по продаже акций нескольких энергосбытовых компаний, в том числе ЧЭСК. Победителем торгов по продаже 100% акций нашей компании стал Фонд “Новая энергия”, который входит в Холдинг ОАО “ГидроОГК” – крупнейшую российскую генерирующую компанию и вторую в мире среди гидрогенерирующих компаний по установленной мощности.
Если посмотреть динамику продаж сбытов в последние кварталы, видно, что часть сбытов не была реализована. Инвестор недооценивает сбыты. Активы сбытовых компаний, естественно, меньше тех сумм, по которым они выставляются на продажу. У нас – порядка 300 млн. рублей. Тем не менее ЧЭСК при стартовой цене 580 млн. рублей была продана за 650 млн. За счет чего появилась эта добавленная стоимость? Ее создал коллектив, который сегодня здесь работает. Подумайте сами: вы же не купите машину в два раза дороже ее реальной цены. А если хороший водитель да еще номера с флагами – почему бы и нет? “Флаги”, определенный имидж – это тоже составляющие цены, вот о чем речь.
Удачная продажа компании – оценка профессионализму всего нашего коллектива. Инвестор также высоко оценил наши взаимоотношения с потребителем, взаимодействие с властью. Кстати, я как-то высказывался по этому поводу, но не боюсь повториться. Я работал в нескольких регионах – могу сравнить: инвестиционное поле на территории Чувашии, которое создало руководство республики, считаю, одно из лучших в стране. Действительно приятно работать с властью – грамотными людьми. В этом – заслуга координационной политики, которую ведет правительство Чувашии в отношении энергетиков, промышленности.
– А были сомнения по поводу будущего собственника?
– Есть стратегические инвесторы, такие как КЭС, которые, покупая генерирующие компании и сбыты, хотят выстроить вертикаль “производство – продажа – конечный потребитель”, при этом капитализация компании резко возрастает. Есть игроки, стремящиеся быстро “отбить” вложенные деньги. Таких немало и в энергетике, они пришли зарабатывать: выжмут из компании все, что обязательно отразится на потребителях. И третьи – те, которые хотят и прибыль получить, и социальную функцию нести.
– И к какому типу вы относите нового собственника компании?
– К третьему. Уверен, ГидроОГК – лучший покупатель и для ЧЭСК, и для Чувашии. Со сменой собственника та политика, которой придерживалось РАО ЕЭС, думаю, не во многом изменится. Да, о прибыли не забывают, но тем не менее на первое место ставят взаимоотношения с властью республики, что уже подразумевает социальную ответственность. Это же мне подтвердил председатель правления ОАО “ГидроОГК” Вячеслав Юрьевич Синюгин, с которым я встречался в середине марта в Волгограде, где прошло заседание правления Холдинга и куда нас, руководителей вновь купленных компаний, тоже пригласили.
– Михаил Юрьевич, помню, вы говорили, что сбытовой бизнес надежно защищен “от дурака”: случайных покупателей не может быть, ибо, не обладая достаточной квалификацией, чтобы грамотно управлять, они просто потеряют свои деньги. Да и в правилах розничного рынка это предусмотрено: сбыт не справляется со своими обязательствами – функции передаются сетям. Но где гарантия, что частник не захочет иметь не 5 копеек с киловатта, как сегодня, а, скажем, все 20 копеек?
– И кому же мы тогда будем гарантировать тот тариф, про который вы говорите? У крупных предприятий есть право выбора – есть другие сбытовые компании. Установим мы 20 копеек сбытовой надбавки – гарантирую, завтра у меня ни одного крупного потребителя в республике не будет. Они все умеют считать деньги. Например, предприятие потребляет порядка 650 млн. кВт/ч электроэнергии в год. Увеличение тарифа всего лишь на 1,5 копейки – 10 млн. дополнительных рублей, немалые деньги даже для крупного предприятия.
Поэтому увеличение на 20 копеек просто исключено. В этом и суть реформы: цены регулирует рынок – и не обязательно в сторону увеличения. Конкуренция не позволит увеличивать. Это то, что касается крупных потребителей. А если говорить о физических лицах, населении, то здесь еще долго потребителю не надо будет разбираться, где регулируемые или нерегулируемые цены, – для них тарифы устанавливает государство в лице службы по тарифам.
Спасибо потребителю
– Тем не менее нормативы потребления электроэнергии в республике увеличились… Интересно, как в других регионах?
– Ну, за все регионы не скажу. Но, например, в Нижнем Новгороде норматив составляет 50 кВт/ч в месяц. Но это социальная норма потребления. То есть в пределах 50 кВт/ч человек платит по малому социальному тарифу, сверх нормы – намного больше, 2,6 рубля за киловатт, что совершенно правильно. У нас пока такой нормы нет, и то, что пошли на увеличение норматива потребления электроэнергии, тоже справедливо. Раньше у нас норматив составлял 50 кВт/ч, сейчас – выше. Судите сами: один холодильник в месяц потребляет почти столько же. Жизнь не стоит на месте, сегодня у людей намного больше бытовых приборов – и энергопотребление намного возросло.
– Чувашская энергосбытовая компания большое внимание уделяет благотворительности: поддерживаете детей с ограниченными возможностями, воспитанников Чебоксарского детского дома, юных хоккеистов, стали даже победителем конкурса “Социальная энергия”, организованного РАО ЕЭС. Поддержит ли эту политику новый собственник?
– Насколько могу судить из разговора с руководством ГидроОГК, это направление, которого придерживалось РАО, будет полностью сохранено. Во всяком случае, какой-то негативной оценки нашей работы в этом плане высказано не было. Поэтому очень надеюсь, что мы и в дальнейшем продолжим те социальные программы, которыми занимались ранее.
– Интересно, как ваш коллектив воспринял приход ГидроОГК в чувашский “Энергосбыт”?
– Не скрою, переживали. Все мы люди, у всех есть нервы: а вдруг уволят? Тогда какой смысл хорошо работать? Поэтому для меня, как руководителя, важно было, чтобы люди в непростой предпродажный период работали с полной отдачей. На оперативных совещаниях так и говорил: давайте не думать о том, кто будет новый собственник. Специалист, который хорошо выполняет свою работу, всегда востребован.
Был сложный момент, когда нужно было удерживать платежи, так как у нас есть межтерриториальное перекрестное субсидирование. Справились. И мы сегодня – единственная компания среди 12 компаний в стране, где существует эта перекрестка, которая оплатила 100% электроэнергии оптовому рынку, несмотря на недоплату из федерального бюджета. Да, брали кредиты. Но это говорит о доверии к нам со стороны банков, что опять-таки повысило наш рейтинг на оптовом рынке. Почему нельзя опускать руки? Сбыт тем и отличается, что если мы сегодня не нагнемся за копейкой, то не поднимем ее никогда. Где-то что-то можно оставить на потом, у нас такой возможности нет: не соберем сегодня у потребителя деньги – не получим их и завтра, все, поезд ушел.
– “Энергосбыт” ежегодно проводит конкурс “Золотая опора”. В этом году будете награждать лучших потребителей?
– Обязательно. Есть из кого выбрать, за что спасибо нашим потребителям. Награждение – праздник не только для потребителей, но и для нас. Потребитель дает нам зарабатывать, он покупает нашу продукцию. Поэтому, считаю, конкурс “Золотая опора” – одна из лучших затей РАО ЕЭС.
– А претенденты на “награду” со знаком минус – керосинку – есть?
– Да, есть.
– Что еще хотелось бы высказать?
– Недавно утверждена Стратегия развития ГидроОГК до 2020 года с перспективой до 2030-го. Грандиозные планы. И очень приятно, что Чувашия тоже примет участие в реализации этой программы. Ведь сегодня ГидроОГК присутствует на территории республики двумя субъектами – Чебоксарской ГЭС и Чувашской энергосбытовой компанией.