Каждый вызов на «103» уникален
Рабочая смена бригады скорой помощи, как правило, начинается в 7.30 утра и длится сутки. В преддверии Всемирного дня здоровья, который будет отмечаться 7 апреля, в микроавтобусе желтого цвета под номером 84 место нашлось и для корреспондента «Советской Чувашии».
От студента — к пенсионеру
Вызов первый поступил около 9 часов. Неотложка потребовалась учащемуся медицинского колледжа. Бригада профессионалов застала своего будущего коллегу в состоянии легкого аффекта. Парню стало плохо во время занятий — появился шум в ушах, закружилась голова. Сокурсники отвели его в общежитие, дали выпить сладкого чая и уложили в кровать, понимая, что полуобморочное состояние вызвано переутомлением.
«Ребята все сделали правильно»,— прокомментировал врач-анестезиолог-реаниматолог Олег Косов. — Надо высыпаться и элементарно завтракать, весна — время авитаминоза, организм ослаблен». Все проблемы студенческой жизни ему хорошо знакомы. Сам заканчивал медучилище в 1989 году и сразу же устроился работать в бригаду скорой помощи. А с 1991 года Олег Владимирович продолжил без отрыва от производства грызть гранит науки на медфаке Чувашского госуниверситета, да и семья уже была. Хронически не хватало времени, уставал сильно. Зато получил хорошую закалку. «Врач обязан всегда находиться в отличной физической форме»,— был его совет студентам. Ну а с парнем дальше все образуется. «Урок вне расписания», который он получил, пойдет только на пользу.
Вызов второй. После общежития бригада врачей устремилась на улицу Максима Горького. Там плохо стало 84-летнему пенсионеру Вячеславу Васильевичу. Проблемы со здоровьем у него начались в 2004 году после перенесенного инфаркта. До этого, по словам пожилого человека, он был крепок как дуб.
Перед транспортировкой в терапевтическое отделение БСМП Вячеславу Васильевичу снизили давление, сделали кардиограмму. Супруга Зинаида Михайловна очень благодарила бригаду скорой за оказанную помощь, а также передавала низкий поклон лечащим врачам Зинаиде Абрашевой и Аркадию Молеву.
Вызов третий. Поступил звонок из диспетчерской. Но ехать никуда не пришлось. Больного к «скорой помощи» доставил на своем автомобиле его коллега. В разгар рабочего дня 35-летний мужчина потерял сознание, разговаривая по телефону, после того как очнулся — началась рвота, пациент не мог сфокусировать зрение. Обследование, проведенное в машине скорой, по предварительному диагнозу Олега Косова, говорило о том, что у мужчины — неуточненный инсульт. У него, как выяснилось, эпизодически возникают боли в шейном отделе, что свидетельствует о недостаточном кровоснабжении через сосуды головного мозга. Окончательный вывод сделают специалисты Регионального сосудистого центра, куда доставили больного.
И тут же к карете скорой помощи самостоятельно прибыл еще один пациент. Вблизи от стоявшей неотложки поскользнулся и упал пожилой мужчина, в котором водитель узнал народного художника Чувашии Николая Карачарскова. И сразу поспешил ему на помощь. Выяснилось, что Николай Прокофьевич шел на прием к врачу. В своей родной деревне Шадриха Порецкого района пару дней назад он оступился и повредил ногу, а тут новая неприятность.
Цифры и факты
Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи Минздрава Чувашии состоит из 14 подстанций и 29 пунктов временного размещения бригад скорой медпомощи. Кадровый состав: 88 врачей, 775 медработников среднего звена, водителей и обслуживающего персонала — 269 человек.
К счастью, ранка на ладони оказалась небольшой и ее быстро обработали. «Буду впредь внимательней», — пообещал классик чувашской живописи и не возражал против того, чтобы его фото появилось на страницах «Советской Чувашии».
Кстати, в тот день у бригады реанимобиля было 10 вызовов, это норма. А бывало доходило и до 17.
Ключевое слово — брат
Водителя «скорой», на котором довелось покататься журналисту, зовут Алексей Михайлович Гаврилов. В службе — 15 лет. Работа ему нравится, есть и опыт, и мастерство вождения, а также выдержка и спокойствие.
Но «письма счастья» из ГИБДД на его имя приходят регулярно. Ведь, чтобы спасти чью-то жизнь, приходится включать сирену и проблесковый синий маячок, превышать скорость в пределах разумного. То же приходится делать и водителям других спецмашин, включая ГИБДД. А потом — писать объяснительные, прикладывая путевые листы. «А так все нормально, к маневрам «скорой» на дорогах все участники движения относятся с пониманием и уважением: всегда пропустят вперед».
Членов бригады скорой помощи порой называют экстремалами. У каждого из них на памяти не один эпизод, когда, чтобы сохранить чью-то жизнь, надо было рискнуть своей.
Валерий Ильин и Николай Петров медбратья-анестезисты. Недавно в одном из чебоксарских домов женщина упала на дно шахты лифта. В подобных случаях вызывают не только медиков, но и сотрудников МЧС со спецоборудованием. «Спасатели задерживались, а слышать истошный крик пострадавшей не было сил», — вспоминает Ильин. Медбратья спустились на дно лифта. Не сделай они этого, неизвестно, чем бы все закончилось. У несчастной была сломана шейка бедра и грудная клетка, кровоточили многочисленные раны. Медики сделали обезболивающие уколы, наложили шины и вызволили женщину из западни. А дальше, включив сирену, отвезли ее в хирургическое отделение БСМП.
И подобных случаев в практике каждого врача-экстремала немало. Валерий Ильин и Николай Петров работают в скорой помощи с 1990-х годов, после окончания медучилища. Два года назад прошли курсы повышения квалификации. Бывают и сложности в работе. Люди встречаются разные. Но больше неравнодушных. Вот совсем недавно поступил звонок от пассажиров троллейбуса № 1: в салоне пожилому мужчине стало плохо, он потерял сознание. Женщина средних лет и двое молодых ребят попросили водителя сделать внеплановую остановку и вызвали туда «скорую». Оказалось, что у пенсионера несколько дней была высокая температура, но он продолжал ходить на работу. «Мы провозились с ним около полутора часов — сбили температуру, нормализовали давление, поставили капельницу, — говорит Валерий Ильин. — И все это время в коридоре участливо ждал один из парней, вызвавших «скорую». Хотя и жена больного уже давно подъехала».
Парня, кстати, зовут Хусрав Сидиков, он родом из Душанбе и учится на факультете ветеринарной медицины и зоотехнии Чувашской сельхозакадемии. С такой доброй душой он обязательно станет хорошим специалистом.
Терпение не будет лишним
Врач Олег Косов особо выделяет в практике своей работы дорожно-транспортные происшествия. Тут вызов идет на все экстремальные службы: «Скорая помощь», МЧС, ГИБДД. Связь осуществляется через оперативный отдел республиканского центра медицины катастроф и скорой медпомощи. Важно оперативно помочь пострадавшим на месте или в пути до лечебного учреждения. «Вот недавно, — вспоминает Олег Косов,— у водителя легковушки при ДТП образовались сочетанная травма грудной клетки, повреждения шейного отдела позвоночника, внутренних органов, сотрясение головного мозга. Действовали слаженно, но во время транспортировки пациент потерял сознание, пришлось переводить его на искусственную вентиляцию легких. Это при том, что «скорая» летела на приличной скорости. Довезли, как положено. Но, чтобы окончательно поставить больного на ноги, пришлось поработать моим коллегам из стационара больше месяца».
«С оснащением парка новыми спецмашинами стало удобнее оказывать помощь нашим пациентам, — продолжает Олег Косов. «Скорые» оборудованы по последним медицинским стандартам. Кроме аппарата искусственной вентиляции легких есть дефибриллятор-монитор, который может снять кардиограмму, а также наркозно-дыхательный аппарат, цена которого сопоставима со стоимостью однокомнатной квартиры. Есть и акушерский набор, позволяющий принять роды в автомобиле. Оборудование может работать и от аккумулятора, и от сети в 220 Вольт, ток идет от автомобильного генератора».
По словам Косова, не только он, но и многие его коллеги после смены не могут уснуть. «Ведь боль каждого человека пропускаешь через свое сердце, — говорит он. — Не всегда, к сожалению, и не всем удается сохранить жизнь. А потому к профессиональным качествам, которыми должен обладать врач, работающий на «скорой», я бы добавил умение терпеть и не терять самообладание».
Фото Леонида Никитина: Оборудование спецмашин позволяет проводить на ходу необходимые исследования, снимать шоковое состояние с помощью медикаментов.