Следствию развязали руки

Два года назад российское законодательство существенно расширило полномочия следователей и руководителей следственных подразделений всех уровней. Это позитивно сказалось на качестве предварительного следствия, отмечает заместитель министра внутренних дел республики – руководитель Следственного Управления МВД по Чувашии Виктор Толстов.

Стало меньше «висяков»

– Следователи получили возможность самостоятельно решать – возбуждать или не возбуждать уголовные дела, – говорит он, – изменился порядок проведения отдельных следственных действий, продления процессуальных сроков и так далее. Но при этом процесс расследования уголовных дел контролируется и регулируется своего рода «системой сдержек и противовесов», ведь мы решаем вопросы, связанные не только с защитой, но и с ограничением (в соответствии с законом) конституционных прав и свобод граждан. Наши следственные подразделения работают в постоянном взаимодействии с прокуратурой и другими правоохранительными органами республики.
– Виктор Михайлович, а если конкретно о позитиве?
– Результаты нашей работы за последние три года значительно улучшились. К примеру, почти в два раза сократилось количество прекращенных уголовных дел и дел о «нераскрытых» преступлениях. Год от года улучшаются показатели по соблюдению законности в ходе предварительного следствия. В этом году был только один оправдательный приговор по расследуемым делам, фактов необоснованного привлечения лиц к уголовной ответственности и незаконного избрания мер пресечения не допущено. Следователями ОВД в суд направлено 3355 уголовных дел (3944 обвиняемых). На дополнительное расследование прокурорами городов и районов республики их возвращено в два раза меньше прошлогоднего – контроль за качеством расследования уголовных дел со стороны руководителей следственных подразделений становится все более жестким, да и сами следователи профессионально и ответственно относятся к исполнению своих обязанностей.

Высокие должности расслабляют

– Какие наиболее значимые дела окончены вашими подчиненными в этом году?
– В суд направлено несколько «громких» уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников и руководителей организаций, учреждений, предприятий, которые, по мнению следствия, используя свое служебное положение, причинили значительный ущерб государству, множеству юридических и физических лиц. В качестве примера могу привести уголовные дела, возбужденные в отношении руководителя управления Ростехнадзора по Чувашии Сергея Некряченко. Он обвиняется в том, что с июля 2005 года совершал хищение вверенных ему денег, причинив управлению и федеральному бюджету материальный ущерб на сумму около 2 млн. рублей. В ходе расследования дела выявились и другие негативные факты. С. Некрячено также предъявлено обвинение в организации преступной группы (ОПГ) и хищении денег различных предприятий и организаций.
По мнению следствия, руководитель управления, используя служебное положение, дал незаконное указание своим подчиненным принимать заявки на получение разрешительной и другой документации в сфере энергетической и технологической безопасности только после предварительного заключения договоров и оплаты услуг с фирмами, которые фактически не оказывали заявителям никаких услуг. Поступавшие этим структурам деньги перечислялись на личные счета членов ОПГ. Таким образом, по мнению следствия, с ноября 2006-го по апрель 2008 года Некряченко и его пособники похитили деньги более 360 организаций, предприятий и предпринимателей на сумму свыше 4 млн. рублей. По этому делу, как член ОПГ, проходит, в частности, Ю. Карпенко – директор филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Чувашской Республике». Группе вменяется и отмывание полученных преступным путем денег. В настоящее время расследование дел завершено, они направлены в суд. Фемида и определит степень вины каждого обвиняемого.
Также в этом году привлечены к уголовной ответственности и уже осуждены бывший депутат Госсовета республики и бывший директор ОАО «Алатырский завод низкотемпературных холодильников» Владимир Аношкин и его пособники, похитившие с предприятия более 3 млн. рублей.
– Большой общественный резонанс вызвало поступившее в суд дело в отношении единственного учредителя и ректора международного открытого университета Поволжья Светланы Ляпидовской. Оно до сих пор в стадии рассмотрения?
– До сих пор. Расследовалось это дело почти 2,5 года. Пришлось выполнить большой объем работы, провести следственные действия с многочисленными свидетелями и потерпевшими, а это более 2 тысяч студентов и преподавателей вуза. Следствие вменяет ректору незаконное предпринимательство по оказанию платных образовательных услуг в течение нескольких лет с денежным доходом на сумму свыше 70 млн. рублей. По мнению следствия, большая часть этих денег использована ректором на строительство, а затем приобретение в личную собственность 4-этажного здания вуза в престижном районе Чебоксар.

В погоне за деньгами

– Виктор Михайлович, в банковских структурах, говорят, тоже объявляются охотники за большими деньгами.
– Сейчас Московский райсуд Чебоксар рассматривает уголовное дело в отношении начальника отдела обеспечения безопасности чебоксарского филиала банка ВТБ-24 А. Зверева. По выводам следствия, он тоже организовал преступную группу, которая, обманывая людей, похитила у них более 8 млн. рублей. В производстве следственных подразделений ОВД республики находится еще несколько аналогичных дел.
– Чувашия – сравнительно спокойный регион. Однако и здесь нет-нет да заговорят о преступных сообществах…
– Нашим управлением в этом году расследовано уголовное дело в отношении 17 членов Шумерлинского организованного сообщества (ОПС), на счету у которых 85 эпизодов преступной деятельности – вымогательство денег у предпринимателей, сбыт наркотиков, незаконный оборот оружия. Потерпевшими по делу проходят 58 человек. При расследовании дела в отношении ряда свидетелей и потерпевших применялись меры государственной защиты. Сейчас дело рассматривает Верховный суд республики, а жители Шумерли и Шумерлинского района наконец-то могут спокойно работать, не опасаясь за свою жизнь, здоровье и имущество.
– Наверное, нелегко расследовать и дела о деятельности так называемых «финансовых пирамид».
– Действительно, нелегко. Для расследования такой категории дел созданы следственно-оперативные группы, в составе которых по 10-20 следователей со всех подразделений республики. По таким делам огромные бюджетные средства тратятся на копирование документов и почтовые расходы. Взять хотя бы дело о создателях финансовой пирамиды «Союз Инвест», по выводам следствия, обманувших более 800 граждан республики и похитивших у них свыше 45 млн. рублей. В октябре дело в 75 томах направлено в суд. Однако расследование деятельности этого «Союза…» продолжается. И всем, кто еще не успел заявить о своих нарушенных правах, нужно обратиться в органы внутренних дел. Это касается и обманутых вкладчиков потребительского общества «Гарант Кредит» (ранее – ОАО «Гарант Инвест»).

Приговоры бывают разные

– Всегда ли судебные вердикты по расследованным делам способствуют возмещению ущерба потерпевшим?
– Лично мне эта проблема небезразлична. Но, к сожалению, следственные органы не обладают правом апелляционного или кассационного обжалования судебных решений (приговоров). Хотя исход отдельных расследованных дел нас не устраивает. К примеру, в прошлом году Калининский райсуд Чебоксар за злоупотребление полномочиями назначил условный срок бывшему директору по экономике и финансам ОАО «Корпорация «Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат» (после реорганизации – ОАО «Волжская Текстильная Компания»). Директор также обвинялась в присвоении и растрате свыше 52 млн. рублей. В ходе предварительного следствия в счет обеспечения возмещения ущерба коллективу был наложен арест на три квартиры обвиняемой (в Москве и Московской области). Однако в суде гособвинитель отказался от поддержания обвинения в части присвоения и растраты вверенного имущества, причиненный ущерб остался не возмещенным.
В мае прошлого года в Ленинский райсуд Чебоксар было направлено уголовное дело по обвинению гендиректора ООО «Чебоксарский мясокомбинат» Е. Карабулина в уклонении от уплаты налогов в крупном размере. Директор вины не признал, причиненный государству ущерб не возместил. Тем не менее, в феврале этого года суд назначил ему самое мягкое наказание из предусмотренных санкцией ст. 199 ч. 2 УК РФ – штраф в 250 тысяч рублей. Хотя за подобные преступления другие суды (есть факты) назначают наказание куда строже, вплоть до реального лишения свободы. Судом также не был рассмотрен вопрос о лишении директора права занимать определенные должности, хотя санкцией указанной статьи эта мера дополнительного наказания предусмотрена.
– Полагаете, это директора расслабило?
– В августе этого года в тот же суд нами направлено второе уголовное дело по обвинению директора мяскомбината в уклонении от уплаты налогов на сумму около 75 млн. рублей и за попытку похитить из федерального бюджета в счет возмещения НДС свыше 24 млн. рублей. Это дело суд своим решением вернул на дополнительное расследование, хотя необходимости в том не было – это на днях подтвердил Верховный суд республики, отменивший решение Ленинского райсуда, и дело вновь направлено на судебное рассмотрение.
Хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что расследование уголовных дел – это длительный и кропотливый труд многих специалистов – не только сотрудников милиции, но и прокуроров, судей, экспертов, переводчиков, защитников и других участников уголовного судопроизводства. И задача у нас общая – охрана прав и свобод человека, общественного порядка и общественной безопасности, предупреждение и выявление преступлений. И решать эти задачи мы должны профессионально, по совести, никому не давая поблажек. Преступившие закон должны чувствовать неотвратимость наказания.

Опубликовано: 24 декабря 2009 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.