– Вы, случайно, не знаете, когда закупки для муниципальных и государственных нужд будут проводиться только на электронных аукционах? А то мы принимали участие уже в нескольких обычных, не электронных торгах. Вроде бы и цену маленькую запрашивали, но так ни разу и не выиграли. Всякий раз оказывалось, что местные фирмы предлагали рублей на сто меньше. Разве так может быть? Чудеса, да и только!..
Такой вот телефонный звонок раздался на днях в редакции газеты. Что характерно, представиться звонивший отказался наотрез, сказал только, что руководит строительной фирмой из Новочебоксарска. Скорее всего, этой компании никак не удается одержать победу в борьбе за заказы по ремонту зданий и сооружений. Вот и появилось у директора ощущение, что эти неудачи, скажем так, неспроста. А панацеей от возможных злоупотреблений он считает именно электронный аукцион.
Согласно Закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» торги могут быть открытыми или закрытыми, проводиться в виде конкурса или аукциона. Если речь идет о сумме меньше пятисот тысяч рублей, местные власти имеют право проводить закупки методом запроса котировок. Но специалисты Минэкономики республики, как и позвонивший нам директор строительной фирмы, тоже считают, что самый эффективный из этих способов – открытый аукцион в электронной форме (до 1 июля 2010 года такие аукционы разрешено проводить в том случае, если начальная цена контракта не превышает один миллион рублей).
Причин тому называют несколько. За счет использования электронных документов «электронный» аукцион можно организовать и провести очень быстро, а принять в нем участие посредством Интернета сможет неограниченное количество поставщиков. Сделки здесь абсолютно прозрачны – участник не может повлиять на результат. И, как показывает практика, на таких аукционах удается добиться самой серьезной экономии бюджетных средств.
– Вот, например, наше Министерство культуры объявило аукцион по подписке и доставке российских периодических изданий со стартовой ценой 567 тысяч рублей, – рассказывает завсектором организации государственных закупок Л. Белобородова. – В нем приняли участие две фирмы. Цена снижалась девяносто три раза, и в результате экономия составила более 149 тысяч рублей. Минздрав провел пять аукционов в электронной форме, и тоже очень удачно. В торгах по ремонту ГУЗ «Республиканская стоматологическая поликлиника» приняли участие десять фирм, начальная цена, 800 тысяч рублей, снижалась 121 раз, в результате удалось сэкономить более 270 тысяч рублей, или 33,8% от начальной цены. Стартовая цена текущего ремонта рес-публиканского противотуберкулезного диспансера – миллион рублей, в аукционе приняли участие шесть строительных организаций. В итоге цена снизилась на 370 тысяч рублей, то есть на 37%…
Это, конечно, самые яркие примеры. Но и в целом аукционы в электронной форме оказываются выгоднее «обычных». По линии того же Минздрава, например, бюджетная эффективность всех торгов за первые три квартала года составила 7,2%. А тех из них, которые проводились на электронной площадке, – более 20%. Среди министерств активнее других торги в электронной форме проводит Минимущества республики. И именно это ведомство занимает твердое первое место в рейтинге эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере госзакупок.
Только вот доля таких «технически продвинутых» аукционов во всех торгах, которые устраиваются в Чувашии для муниципальных и государственных нужд, очень мала – всего три десятых процента. Причем если они и проводятся, то только на «министерском» уровне. Местные власти в этом смысле пока никак не могут раскачаться. Наверное, тому есть и объективные причины?
– Организаторам этих торгов надо перечислять плату за их проведение, – объясняют в Вурнарском городском поселении Вурнарского района. – А денег у нас немного. Кроме того, в этом году мы в основном покупали квартиры для сирот на вторичном рынке. Продавцы – пожилые люди, они и в традиционной процедуре проведения торгов не всегда могут разобраться, а вы говорите об электронных…
В других муниципалитетах тоже сразу вспоминали о квартирах для сирот. Еще на конкурсах можно распределять заказы по содержанию дорог, но чиновники сомневались, имеет ли смысл проводить их именно в электронной форме – вряд ли, мол, найдутся иногородние претенденты на эти работы. Если говорить о поставках продуктов питания для учреждений образования и здравоохранения, то там фигурируют довольно скромные суммы, меньше сотни тысяч рублей, которые по закону не обязательно проводить через торги.
В Минэкономики республики на это отвечают, что уполномоченный оператор, ОАО «Единая электронная торговая площадка», берет за свои услуги всего один процент от начальной стоимости лота (а с июля будущего года плата вообще будет взиматься не с заказчика, а с победителя торгов). Учитывая, что бюджетная эффективность электронных аукционов, как правило, оказывается выше обычных, эти траты себя окупают. Если же аукцион признан несостоявшимся, плата за его организацию не взимается.
Что касается скромных размеров муниципальных заказов, то наши министерства, бывает, выставляют на торги лоты по 30-40 тысяч рублей. Сэкономить удается и на них. Да, действительно, участие в электронном аукционе предполагает как минимум наличие компьютера с выходом в Интернет. Но время не стоит на месте – компьютер сегодня не такая уж редкость. Особенно в коммерческих структурах, которые претендуют на муниципальные и государственные подряды.
На одном из последних заседаний правительства республики Президент Н. Федоров уже распорядился в закупках для государственных нужд ориентироваться на проведение торгов в электронной форме. В министерствах заверяют, что поручение выполнят. В муниципалитетах такая работа тоже началась. Так что скоро, похоже, директор той самой строительной фирмы из Новочебоксарска станет меньше удивляться результатам аукционов…
Опубликовано: 14 ноября 2009 г.