ЖИЗНЬ КАК ОНА ЕСТЬ
Про Ураево-Магазь снимали фильмы, писали восторженные очерки, публиковали аналитические материалы, критические статьи. А мне хотелось бы написать сказку и непременно со счастливым концом, потому что грустных страниц в истории этой маленькой деревни предостаточно.
Первый дом, с которого началась эта деревушка, был построен еще в 1749 году. Скольким деревням-ровесницам не повезло дожить до наших дней! Сколько их смыло водами Волги, разлившейся в море, сколько снесли, когда строили промышленный гигант «Химпром». А Ураево-Магазь стоит, и неважно, что здесь никогда не было даже сотни домов.
Маленькая это деревня, но упрямая и щедрая. Когда страна воевала с нацистской Германией, отсюда ушли на фронт 68 человек, из них 39 домой не вернулись, а еще половина вернувшихся погибли от ран. Это значит, что в каждом доме поселилось горе. Именно поэтому в центре деревни стоит памятник односельчанам, павшим в Великой Отечественной войне, который жители построили на народные деньги. А вокруг него разбит парк, частью которого стала часовня в честь Успения Божией Матери, деньги на которую тоже собирали всем миром.
По плану в парке должны были положить плиты с именами всех, кто ушел на войну защищать Родину: вернувшимся – с одной стороны, погибшим – с другой. А еще здесь должны были расти тринадцать плакучих ив в память о соседних деревнях, которым не повезло в битве с прогрессом: их снесли, когда строили «Химпром».
– Послушайте, – спрашиваю сельчан, – ведь вы жили в одной из самых благоустроенных деревень страны, о вашем опыте рассказывали федеральные каналы телевидения, писали газеты, в том числе и «Советская Чувашия». Почему теперь улицы зарастают бурьяном?
Красивые планы не всегда претворяются в жизнь, а иногда и воплощенные вдруг оказываются ненужными. Ограду вокруг парка почему-то убрали, теперь тут растет бурьян, который не успели вытоптать коровы, забредающие сюда по дороге с пастбища.
Некогда роскошные клумбы с цветами пали под ножом бульдозера, на их месте красуются футбольные ворота и турник, сваренные из ржавых труб.
На фоне заброшенной спортивной площадки стыдливо стоят часовенка с памятником павшим, словно чувствуют себя здесь лишними. А напротив комплекса речушка с мостиком через нее прячется в зарослях кустарника, который уже давно никто не приводил в порядок. Кажется, еще немного и от мостика не останется следа, потому что перильца уже частично сломаны и починить их отчего-то некому.
Впрочем, не все так плохо в деревушке, по улицам которой еще двадцать лет назад бродили гуси, а на берегу пруда нежились в лучах июльского солнца свиньи. Сейчас никому и в голову не придет выпускать скот на улицу: сами же сельчане договорились заботиться о чистоте.
Недавно водопровод отремонтировали, правда, водонапорную башню еще предстоит покрасить. Потратили полмиллиона на благое дело. Теперь бы найти еще три миллиона, чтобы восстановить испорченный при прокладке труб асфальт.
Еще в конце девяностых по всей деревне был уложен асфальт. И там, где жители проводили водопровод сами, они делали под асфальтом прокол, а где работали приглашенные строители, покрытие разрушили. Слез по этому поводу уже пролито немало: любоваться деревенской жизнью с проселочными дорогами, на которых лежит горячая мягкая пыль, хорошо только в жаркий летний день. Стоит пойти осенним дождям, как о комфортной жизни можно забыть: непролазная грязь – это не только резиновые сапоги вместо хорошей обуви, но и не доехавшая вовремя «скорая». Становится проблемой дойти до магазина, чтобы купить хлеб. Да и просто нет желания выходить со двора, чтобы шлепать по грязи даже к соседу. А это большой минус в деревенской жизни: здесь много стариков, чьи дни тоскливы без общения.
– Знаете, как мы эту дорогу строили? – спрашивает жительница Ураево-Магазь. – Мы с соседями договорились, что будем готовить обеды и кормить строителей. А то они пока соберутся, пока съездят в город на обед, пока вернутся, уже и день кончился. В каждом доме варили для них еду, пекли пироги. Соседи напротив даже барашка зарезали. Так мы эту дорогу ждали, так радовались. А теперь посмотрите, какой ужас у нас за окном?!
За окном было сухо, и только ветер поднимал облачка пыли. Пока ужаса не видно, но когда пойдет дождь, мало кто захочет прийти в этот гостеприимный дом по слякоти.
– Послушайте, – спрашиваю сельчан, – ведь вы жили в одной из самых благоустроенных деревень страны, о вашем опыте рассказывали федеральные каналы телевидения, писали газеты, в том числе и «Советская Чувашия» («Деревня верит в светлое сегодня», «Советская Чувашия», 23 января 2007 года). Почему теперь улицы зарастают бурьяном?
Отводят глаза, но отвечают:
– Раньше все жители выходили сажать цветы, чистить пруд, дорогу подметали, за коровами лепешки убирали, чтобы чисто было. Но когда бульдозером снесли все, что мы посадили, настроение упало. Со старостой деревни ссориться нельзя – она ветеринар, поссоришься, к кому пойдешь за помощью, если скотина заболеет. Вот и молчим, переживаем про себя. У каждого по хозяйству много дел, трудно оторваться. Активный человек нужен, чтобы людей собрать, организовать. А так…
В конце 90-х годов таким активным человеком стал Христофор Макаров. Когда его избрали первым старостой, оказалось, что и в деревне можно жить не хуже, чем в городе: в доме газ и вода, под окном асфальт, на берегу пруда чисто, а на месте глиняного карьера – парк с цветущими клумбами.
После того, как Макаров сдал полномочия, выяснилось, что мало сделать что-то хорошее: благоустройство и комфорт требуют постоянной заботы. Иначе все приходит в запустение. И как подтверждение этого – памятник воинам, вокруг которого поставили оградку, и стал он похож на могилу, рядом с которой футбольное поле.
Пенсионер Василий Филиппов горячится:
– Вот, говорят, что за границей красивые села. Но разве у нас другие руки, не как у поляков или чехов? Мы тоже красиво жить можем и хотим этого. Вот только некоторые вещи понять сложно. Зачем надо было ломать асфальт, который сейчас стоит миллионы? Почему мы все время горячку порем? Разве нельзя было спортплощадку в другом месте поставить? Зачем ее нужно было устраивать рядом с часовенкой и памятником – это же кощунство какое-то. Христофор Макаров предлагал своими силами ограду сделать, чтобы скот не гулял по территории парка, технику не дали, а чтобы снести клумбы, которые люди по доброй воле разбивали, бульдозер нашелся. Лучше бы сварщика нашли, чтобы перила у моста починить.
Христофор Макаров, когда-то вспыльчивый и напористый, готовый переустроить весь мир, теперь больше молчит. На вопрос «Зачем перила-то у моста сломали?» спокойно отвечает: «В хозяйстве всегда что-то ломается, тут главное – быстро починить». Похоже, кончился запал у героя многочисленных публикаций. Сколько можно – и возраст уже дает знать, и хозяйство силы отнимает: пасека, сад-огород.
Однако признается, что недавно из Москвы привез семена холодостойкого каштана и теперь готовит саженцы: каштановая аллея – это очень красиво. А еще нарезал побегов плакучей ивы, память о снесенных деревнях не дает ему покоя. Побеги прижились, и весной их можно будет высадить. Христофор Макаров уверен, что человек быстро привыкает к хорошему и не готов с этими привычками расставаться. Он очень верит в соседей, которые готовы приложить руки к обу-стройству своей маленькой, но стойкой деревни.
А мне подумалось, что нельзя писать сказки о живых деревнях, ведь жизнь должна продолжаться, а какая же это сказка – без счастливого конца?
Горожане привыкли к деревенским жителям свысока относиться, как будто если человек живет в маленьком населенном пункте, он уже и чувствует не так, как житель мегаполиса и желания у него другие, и прав у него меньше. Иначе как объяснить, что в городе благ всегда больше? Мне, кажется, что и культура низкая от этого. Недаром до сих пор «деревенщина» — это обзывательство. Именно поэтому люди думают, что в деревнях не нужны кафе, парки, клумбы. Можно по ним и будьдозером. И делают это те, кто в городе долгое время жил или учился. А остальные, если нигде не были терпят, другой жизни не видели. А откуда им эту жизнь увидеть, если десятилетиями деревни были нищими, по заграницам не ездили — на палочки от трудодней не много наездишь, вот такие традиции и заложены.
Алена Оленова, а Вы были в той деревне? Вы и других жителей деревни съездите и послушайте…. Считаю, что много воды в этой статье….
Начнем с того, что сейчас с деревни все уезжают. Деревня как инструмент разведения сельского хозяйства ни к кому сейчас не нужна. Кто будет свиней выращивать и всё продавать за три копейки. Как могла быть деревня в Чувашии одной из самых благоустроенных деревень страны? Три сантиметра асфальта и проведенная вода не считается благоустройством, по-моему автор ни когда не был в деревнях при городах курортах, вот там особняки, как гостиницы класса люкс.
«Роскошные клумбы», откуда в обычной деревне Чувашии роскошь? Покажите хотя бы один роскошный дом в этой деревне? Хотя бы на уровне коттеджных поселков прошлых десятилетий? Может домов 10-15 есть двухэтажных и то простых, без декора, а остальное построенные избушки еще со времен раннего СССР.
Все деньги крутятся в городах, молодежь при первой попытке стремиться с деревень дуть скорей. А старики в принципе ни каких денег принести не могут, особенно в деревне.
Да автор никогда не была в этой деревне,заплатил ей Макаров за статью вот и состряпала с его слов.
Где фотография той роскошной клумбы то?
Какой ремонт,тем более земляные работы,обходиться без разрушения окружающего ландшафта,асфальта?
А то что самая благоустроенная деревня,это все брехня-показуха.
Собрали народ на покраску ворот при вьезде,приехали журналисты,сфотографировали и уехали. Вместе с ними разошёлся и народ с макаровым,даже не докрасили.
че за несуразицу тут написали?как не может проехать скорая по твердому асфальтовому покрытию,даже если она в грязи после земляных работ?В других деревнях вообще твердого покрытия нет,и ничего живут,не жалуються.
Есть вода и грязь.Деньги выделял минэкологии в своё время.Министром был в то время Федор..Федор….забыл фамилию.
Была в Ураево-Магазь не раз и не два, фильм снимала вместе с Николаем Дмитровым об этой деревне с гусями-свиньями на улицах. С тех пор много воды утекло. Деревушка маленькая, аккуратная, тихая. Она совсем рядом с городом и могла бы пользоваться большим успехом у чебоксарцев, но, видно, соседство с «Химпромом» до сих пор народ пугает.
Странно слышать, что благоустройство — это богато оформленные коттеджи. Получается, если вы живете в обычной городской квартире без роскошного ремонта, то у вас уже и квартира не благоустроенная?
Главное в деревне — это хорошая дорога, вода с газом в доме, канализация. Чистота на улицах. А уж какие цветы на клумбах — это дело самих жителей в странах Балтии анютины глазки самым большим успехом пользуются. Здесь были бархотцы, георгины вдоль всего склона по дороге к памятнику. Сейчас нет клубм, снесли их. Наверное, единомышленники Петра с Александром — раз нет роскошных особняков, так и клумбы ни к чему. Ничего страшного в грязи деревенской для них нет.
У нас в республике в большинство деревень ведут неплохие дороги. А вот отводы от дороги к домам не всегда проложены. И месят люди грязь. Бывает и во дворах грязь, потому что у жителей нет денег на его обустройство , а чаще не хотят тратиться на него. Потому что нет традиций жить в сельской местности без грязи. В Чувашии 40% сельского населения, так почему бы не жить этим людям в красивых ухоженных местах, где есть все блага цивилизации?
Судя по всему, Петр, Александр и Марк — это один человек под разными именами пишет. Все ошибки одинаковые.
Если бы казнокрадов не было, то дороги были бы.Куда,например ,делись деньги украденные 43 миллиона в Чувашавтодоре?
Водопровод в этом году в деревне действительно проложили варварским методом. Траншею для укладкиТрубы диам.63мм капали экскаватором шириной ковша 400мм.Можно было с роторным,цепным.Земляных работ было бы на много меньше и асфальт можно было не разрушать.Неужели нельзя было найти организацию которая имела такую технику при заключении договоров на выполнение этих работ.Или вообще протащить полиэт. трубу в существуещей?Теперь кто выделит средства на восстановление асфальтового покрытия, 500кв. м минимум разрушен верхний слой асфальта при обратной засыпке.Варварски копали,варварски засыпали.
Алена откуда такая осведомленность? И кто эти загадочные люди, которых вы опрашивали? Это же мемуары самого Макарова Христофора , а вы редактор. Где-же тут истина? Показывали по телевидению, как Макаров собирает стабфонд ( деньги у жителей деревни). Где деньги? И ВСЕ ЭТО АФЕРА!
Еще Макаров Х.М. «построил» памятник павшим героям Великой Отечественной войны. Было торжественное открытие, газеты, слава, как он и хотел. А ДЕНЬГИ ЗА ПАМЯТНИК ПО СЕЙ ДЕНЬ НЕ ЗАПЛАЧЕНЫ. Прошло уже 10 лет.
На счет порядка и заросших бурьянов у Часовни. Если построил то за ним нужен уход( как родил ребенка и бросил). Каждый год проводились субботники. Жители деревни выходили собирали мусор и убирали бурьян. Последние 10 лет, Макров Х.М. отсиживался дома, ни разу не присутствовал на субботниках, как и вся его семья. ПОЗОР!
ЧТО ЗА ЕРЕСЬ ВЫ ПИШЕТЕ!
В деревне каждую неделю вывозят ТБО(мусор). Все жители добровольно оплачивают необходимую сумму за вывоз мусора, а Макров Х.М. единственный человек в населенном пункте, за последние 5 лет, ни разу не оплачивал. По его словам, мусор он вывозит в город.
Если писать все, что он натворил, наверное можно книгу написать!
ааааууу кде вы? А Оленова и Е Зайцева
Если деньги не заплачены за памятник, то надо подавать в суд. Равзве не так решаются дела? Мусор, вывоз ТБО — это все дела самих сельчан, как и уход за памятниками и часовнями. Люди, которые живут в деревне должны как-то договариваться, чтобы жизнь была комфортной. А пока я вижу только желание облить друг друга грязью. Зачем? От этого лучше живется? Улицы чище становятся? Жизнь радостнее?