ПОЖИЛЫЕ И МАЛЫШИ ПОДДЕРЖИВАЮТ ДРУГ ДРУГА ФОТОРЕПОРТАЖ
Волею судеб двадцать лет назад на втором этаже детского сада в цивильском селе Богатырево обосновался единственный в районе дом ветеранов. В 1995 году из-за сложнейшей ситуации в стране детишек появлялось мало, садики повсеместно закрывали и перепрофилировали. Цивиляне таким путем не пошли…
В доме престарелых, который официально называется отделением временного проживания Цивильского центра социального обслуживания населения в селе Богатырево, живут 12 человек. После завтрака здесь очень вкусно пахло горячей едой, обитатели занимались любимыми делами – одни дышали свежим воздухом на верандах, другие увлеченно смотрели сериал про овчарку Мухтара, третьи вели неспешные беседы.
Глядя на опрятных и бодрых старичков, трудно представить, в каком состоянии они сюда поступили. Вот Валентина Кирилловна. Полвека честно отработала на колхозной ферме и дояркой, и свинаркой, и разнорабочей. Личная жизнь не сложилась – замуж так и не вышла, детей не родила, родных нет. Когда социальные работники вышли на нее, бабушка за 80 лет была практически слепа и глуха, передвигалась только с помощью двух палок. Дом ее буквально зарос грязью. Сейчас женщине вылечили уши, сделали бесплатную операцию в Чебоксарах в глазной клинике на Ашмарина, «подремонтировали» суставы – палки стали не нужны. Валентина Кирилловна искренне радуется жизни, очень интересуется политическими новостями, а главное, чрезвычайно довольна, что рядом с ней бегает, смеется и щебечет ребятня. «Детишек всегда очень любила, еще будучи молодой, – признается она. – А уж как сейчас они радуют. От всей души желаю, чтобы жизнь у них удалась».
Наталия ИЛЬИНА, директор Цивильского центра социального обслуживания населения:
– В Цивильском районе на одно единственное отделение на 12 мест – 272 одиноких пожилых человека по району и еще около 100 человек по городу Цивильску. Также одиноко проживающих около 800 человек (то есть дети у них есть, но живут далеко). Наша мобильная бригада (от центра) выезжает два раза в неделю по деревням, всех по очереди посещаем, оцениваем их состояние. Безусловно, не все хотят переезжать в приют, стараются, пока есть силы, жить в родном доме и обслуживать себя сами. Но все же очередь из желающих попасть в отделение, подобное Богатыревскому, довольно велика.
Детсадовцы дошкольной группы «Непоседы» отвечают ей взаимностью. Только Валентина Кирилловна вышла на улицу, те уже возле нее. Не у всех же родные бабушки живы, а тут столько любви и нежности… Старушка похлопывает пацанчиков по спинкам: «Пусть летчиками будут, военными, сейчас защитники стране нужны. А девочкам самая дорога в военврачи, учителя». С пенсии Валентина Кирилловна непременно покупает подопечным мальцам гостинцы, ей это доставляет истинное удовольствие. Над кроватью у нее висит цветок-аппликация – дети дарят старикам плоды своего творчества.
Такой же цветок висит в комнате Николая Максимовича. Уже будучи на пенсии, он приехал из Сургута вместе с сыном и его женой на родину последней. Увы, наследник вскоре забыл об отце, и социальные работники обнаружили пожилого человека в неотапливаемом, без электричества, доме на холодной печи закутанным в телогрейку. Естественно, глубоко больным. Сразу отвезли в больницу, и уже оттуда – в дом престарелых (будем называть его так по привычке).
Сейчас Николай Максимович молодцом и даже, стараниями соцработников, с сыном примирился, хотя переезжать к нему отказался наотрез. Добрейшей души человек, он охотно привечает соседских детишек, вместе с другими стариками смотрит танцы и слушает песни, которые они поют дедушкам и бабушкам по праздникам, угощает их сладостями. Превратности судьбы его совсем не озлобили.
– Один из наших обитателей после инсульта не встает, но мы решили сами ухаживать за этим лежачим больным – привыкли к нему как к родному, не отдавать же в чужие руки, – рассказывает заведующая отделением Алевтина Ксенофонтова. – Ну а тут, сами понимаете, специальные предметы ухода нужны, памперсы… Так Николай Максимович сам подошел, поинтересовался, не нужна ли помощь, и эти самые памперсы приобрел. Да и все наши старички стараются помогать друг другу, практически по-семейному.
Но далеко не сразу пожилые люди становятся такими милыми, отзывчивыми, открытыми душой и сердцем. Чаще новички поступают озлобленные на весь мир, сломленные тяжелым прошлым, ничего уже в этой жизни не ждущие. Вот Николай Филимонович, например, раньше не отказывался от курения и спиртного. У него двое детей, внуки и даже правнуки. Казалось бы, славное семейство, но потомки деда не жалуют. Хотя сейчас он, конечно, другой человек – в глухой завязке, не пьет и не курит, о чем сообщил мне с большим достоинством. А чтобы легче было «унять» дурные привычки, постоянно носит в кармане дешевенькие карамельки и балует себя ими. Достается и детишкам.
Интересно, что в отличие от других моих собеседников, он категорически против совмещения дома престарелых и детского сада. «Сейчас насмотрятся, что можно вот так родных в приют отправить, и потом не дай бог так же со своими поступят», – настаивает он на своей точке зрения. Видно, не затухает обида в сердце на потомство, хотя при этом об успехах своих детей готов рассказывать бесконечно и с нескрываемой гордостью. К слову, соцработники прилагают немалые силы, чтобы примирить стариков с детьми – пусть те и не заберут родителей домой, но хотя бы отношения поддерживать будут, все на душе легче…
Впрочем, подавляющая часть пожилых очень рада, когда к ним с первого этажа поднимается малышня, и с удовольствием спускаются к ним. Праздники, новый год – все вместе, в фотоальбоме масса снимков совместных чаепитий. «Недавно даже зарядку вместе делали, – рассказывает воспитатель Алина Иванова. – Сейчас на День пожилых людей сувениры готовим. В общем, живем дружно».
У здешних бабушек и дедушек жизнь вообще очень активная. Обожают ездить на экскурсии. Любят копаться в земле. Как только сезон, присоединяются к сотрудницам и засаживают целые грядки овощей. Нынче знатный урожай капусты выдался – сама убедилась. Так и тут без смеха не обошлось. Начали убирать, и одна старушка давай целый мешок себе на спину прилаживать, чтоб в хранилище отнести. Все всполошились – ты что делаешь?! А она недоумевает – крестьянка, всю жизнь на себе тяжести таскала…
Весь второй этаж в цветах – настоящий зимний сад старички устроили. К ним с радостью приходят не только дошколята, но и школьники, медики, работники дома культуры. Да и соцработники, местные сотрудницы, заботятся как о родных – мотаются с ними по больницам, нуждающимся стараются оформить инвалидность, добиваются квот на бесплатные операции на глаза (уже пятерым сделали), ухаживают за больными. По собственной инициативе ездят женщины и в деревню Валентины Кирилловны (о ней шла речь выше), чтобы обиходить ее родной домик – очень уж она о нем беспокоится, и сейчас у достойного пожилого человека сердце на месте.
…Вернемся, впрочем, к нашему трогательному соседству детей и пожилых людей. Скоро ему придет конец. Это не чья-то злая воля – просто таковы обстоятельства. В детском саду становится все меньше ребятишек, сейчас их всего 12, а, бывало, до 25 доходило. И позитива в этом вопросе не просматривается. Как сообщила Алевтина Ксенофонтова, она же – социальный участковый по Богатыревскому сельскому поселению, в его четырнадцати деревнях всего 530 жителей, и 389 из них – пожилые. Так что уже сейчас садик официально лишь дошкольная группа при Богатыревской школе. Планируется, что она переедет в школу, а первый этаж займут престарелые граждане, которых становится все больше.
А КАК У НИХ?
В Сиэттле (штат Вашингтон, США) решили совместить дом престарелых и детский садик. В результате у детей оказывается много любящих бабушек и дедушек, появляется потрясающая возможность пообщаться с представителями старшего поколения, научиться у них разным вещам, получить море внимания со стороны взрослых. В то время как пожилым людям общение с детьми приносит огромное удовольствие, а также стимул не унывать и радоваться жизни.
Об этом опыте снят фильм, авторы которого заявляют: «Мы просто восхищены этой прекрасной идеей и надеемся, что страны всего мира последуют ее примеру».
Фоторепортаж Максима ВАСИЛЬЕВА: