Долгие 68 лет не знали родные и близкие о судьбе Алексея Иванова, жителя деревни Васькино Моргаушского района, ушедшего на войну в 1941-м. И только недавно, буквально накануне Дня памяти и скорби, стало известно – солдат погиб подо Ржевом.
Убит подо Ржевом, в безымянном болоте…
Служил сержант Алексей Иванов в 681 стрелковом полку 133 стрелковой дивизии. Свой последний бой, рассказали поисковики по телефону, рота (или взвод) старшины-чуваша приняла 7 ноября 1942 года под городом Зубцов Тверской области. Где и нашла свое последнее пристанище. «Как погибали солдаты, так и оставались лежать. Только землей после боя похоронные команды их присыпали да оружие собирали. Не до похорон тогда было».
Таких могил в лесах, на полях и в болотах подо Ржевом – сотни. По некоторым данным, потери наших войск в этом районе составили более 2 млн. человек, вдвое превысив потери в Сталинградской битве. Как известно из истории, Ржевский плацдарм имел стратегическое значение – здесь стояло большинство дивизий армии «Центр» для наступления на Москву. И задача сражавшихся советских армий была одна – не пропустить врага к столице. 15 месяцев гремела ожесточенная битва, Ржев был стерт с лица земли. Имена тысяч героев остались безвестны. Поиски их останков и перезахоронение ведутся ежегодно с ранней весны до поздней осени. К сожалению, вернуть имена погибшим удается далеко не всегда.
В правнуках продолжение рода
Когда в адрес редакции пришло письмо от поискового отряда «Победа» (Москва), подумалось, еще один солдат Отечественной вернется домой… Но оказалось, останки Алексея Иванова были найдены еще в августе 2005 года и тогда же перезахоронены в братской могиле близ д. Веригино, ибо «выделить останки Иванова среди его боевых товарищей не представлялось возможным». А вот расшифровать его смертный медальон, кстати, единственный в воронке, со временем удалось, вот почему поисковики просили найти родственников погибшего. Первый же звонок в Александровское поселение оказался удачным – там оказался внук солдата, а потом удалось встретиться и с другими его родственниками. Правда, знают об Алексее Ивановиче его близкие мало. Только то, что родился в 1905 году, что на Великую Отечественную ушел в первые же месяцы. А еще не без гордости рассказывают, что дед был искусным бондарем. Бочки, кадушки, разные хозяйственные короба, сделанные из липы, бережно хранятся до сих пор.
Солдат с войны не успел написать ни одного письма, а в ноябре 1942-го пришло извещение: «Пропал без вести». Два его сына, Леонид и Николай Алексеевы (фамилию взяли по имени отца), выросли, порой завидуя сверстникам, у которых были похоронки со словом «убит»… Жена Алексея Ивановича Анна Прокофьевна, тайком надеясь на чудо (пропал – значит не похоронен, значит вернется…), сыновьям одна дала достойное образование – оба были учителями. Но известий об отце не дождались и они.
Пятеро внуков и семеро правнуков довольны установлением истины – прадед погиб в бою (а не в плену)! На память будущим поколениям останется не только смертный медальон. А также честное имя солдата, не отступившего перед грозным врагом. Рассказывают, что один из потомков, названный в честь прадеда Алексеем, похож на него как две капли воды и сложения такого же богатырского – под два метра ростом…
Когда верстался номер
Пришло письмо от поисковиков «Победы» с уточнением места гибели Алексея Ивановича. В нем сообщается, что «…останки красноармейца Иванова были обнаружены в урочище Лыщево недалеко от деревни Борщево Зубцовского района. Это то самое селение, о котором писал А. Твардовский в стихотворении «Я убит подо Ржевом». Как известно, главный герой произведения – реальное лицо. С Владимиром Бросаловым поэт встретился в 1942 году в госпитале, где его мать показала похоронку на живого, но тяжело раненного сына. Потрясенный Александр Трифонович пообещал написать о боях за Ржев…
Но не только общее место сражений связывает вашего земляка с героем стихотворения А. Твардовского. Владимир Бросалов и Алексей Иванов служили в одном полку одной дивизии…»