С песней по жизни

Первым языком общения наших далеких предков была музыка. Такую гипотезу выдвигают российские исследователи.
Психологи утверждают, что даже грудной ребенок в состоянии воспринимать музыку. Но, оказывается, чувствует он только ритм. Понимание и тяга к мелодичным композициям приходят намного позже – примерно в 6 лет. Развитие ребенка в этом плане похоже на развитие всего человечества. Так, по мнению современных исследователей, на заре человеческой цивилизации наши далекие предки выбрали в качестве одного из самых первых средств общения – прародителем речи – именно ритм и лад, то есть то, из чего рождается музыка. А потом родилась и сама музыка в привычном ее понимании.

Мелодичный разговор

Материально доказать, что музыка в современном понимании давно присутствует в жизни человечества, естественно, могут археологические находки. А именно – ноты и инструменты. Самые древние ноты датируются 1400 годом до нашей эры. Запечатленные клинописью, они найдены в древнем сирийском городе Угарите. Получается, что практически до середины второго тысячелетия до нашей эры наши предки были совершенными профанами в области музыки? Как бы не так. При раскопках палеолитических поселений во Франции, Чехии, Венгрии и Германии археологи нашли духовые инструменты, напоминающие свирели и флейты. Их возраст – 60 тысяч лет. Кроме того, в искусстве палеолита Западной Европы среди настенных пещерных изображений и гравировок по кости имеются изображения танцующих девушек и прочих существ – встречаются птицеголовые фигуры с поднятыми руками, обряженные в козлов пляшущие человечки и так далее. Были находки и в Восточной Европе. На Черниговщине археологи откопали ритмико-ударные инструменты – стержни с фигурными рукоятками и шаровидными навершиями, «лопатки» из ребер животных, молоток из рога оленя, морские ракушки — «кастаньеты». Предполагается, что на них играл ансамбль из шести-семи человек. Возраст находок тоже составляет около 5060 тысяч лет. И, как рассказал «Итогам» старший научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук, кандидат искусствоведения Дмитрий Мадуров, «археологи, как ни стараются, не могут найти ничего более древнего, что имело бы отношение к музыкальным технологиям первобытного человека».
Однако сегодня на сей счет высказываются интересные гипотезы. Якобы на самом деле человек стал пользоваться музыкальным инструментарием – ритмами, ладами и пр. – гораздо раньше. Быть может, даже в период известной олдувайской археологической культуры. Она существовала около двух миллионов лет назад на территории современной Танзании. «Представители этой культуры, древние предки человека – гоминиды, уже тогда общались друг с другом и неким образом передавали знания потомкам, – рассуждает Дмитрий Мадуров. – Но как они это делали, если появление устной речи у человека датируется намного более поздним временем – около 730 тысяч лет назад?»
Сотрудник Института философии РАН кандидат физико-математических наук Игорь Ашмарин утверждает, что знает ответ на этот вопрос: «Они делали это при помощи музыкальных звуков. Все общение людей до возникновения языков происходило исключительно за счет интонаций. В древние времена не было никакой знаковой системы – букв, гласных и согласных звуков. Были лишь мелодии и лады. Вот ими наши далекие предки и пользовались».
Конечно, древние люди не пели песен в привычном для нас понимании. Извлечение ими звуков скорее напоминало животное рычание. Грубая «речь», угрожающая, велась на низких частотах. Большая длина звуковой волны невольно давала знать об опасности. Также при помощи низких частот люди могли описывать явления природы и опасных животных. Высокая тональность, наоборот, обозначала что-то маленькое, жалость или боль. И так каждому явлению и предмету принадлежал свой лад. Первобытные люди прекрасно понимали друг друга. То есть практически «говорили».

Споемте, друзья

Однако можно ли считать, что зачатки музыкальности использовались исключительно для поддержания разговора? Вовсе не так. Петь требовалось, чтобы организовать жизнь племени, большого сообщества. «Первобытному коллективу постоянно требовался метрический регулятор, – полагает старший преподаватель кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Татьяна Адмакина. – И формирование пения происходило путем ритмического упорядочивания звуков природы, подражания голосам животных по ходу работы. Изначально музыка не имела никакой эстетической функции и была необходима для облегчения жизненно важных задач – коллективной трудовой деятельности, от которой зависело выживание племени». Скорее всего, на низших ступенях развития человеческого общества работа и музыка представляли собой нечто единое: основным элементом в этой паре была, пожалуй, работа, а каждому ее виду соответствовало свое «музыкальное сопровождение».
Постепенно происходило становление музыки в том виде, в котором мы ее понимаем. Мелодия и гармония складывались в целостное музыкальное произведение, пусть и примитивное. Исполнение охотниками ритуальных танцев проходило под определенную «музыку», ученые даже считают эти пляски первыми музыкальными публичными выступлениями. «Различные культовые явления в обществе возникли около 80 тысяч лет до нашей эры, – рассуждает Дмитрий Мадуров. – Тогда же музыка поступила на службу к деятелям культа». С появлением верований каждая песня начала нести в себе не только практическое, но и культовое значение. На большинство из них было наложено табу, и они могли звучать лишь по определенному случаю – во время похорон, сборов на охоту или в день весеннего равноденствия. В другие моменты они не имели никакого смысла и были фактически запрещены.
Дмитрий Мадуров уверен, что развитие музыки претерпело несколько принципиальных этапов. Сначала это было подражание каким-то природным звукам. Потом пошло усложнение, связанное с введением ритмов, тональных символов. А уж затем появились и музыкальные инструменты, которые использовались исключительно для производ-ства звуков. Они отодвинули на задний план ранее использовавшиеся для этого простые палки и камни.
При этом пока нерешенным остается вопрос: могли ли древние люди не только воспринимать музыку как обычное средство передачи информации, а еще и наслаждаться ею? Для этого человеку нужно было понять, что это красиво. Ответить на вопросы, в какой момент людям стали доступны ощущение прекрасного, любовь и прочие чувства, пока никто не может. Однако букетик цветов, оставленный в могиле неандертальца, найденной в пещере Шанидар в Ираке, говорит, что случилось это давно. Возможно, все точки над «i» сможет расставить дальнейшая расшифровка цепочек ДНК, где вполне может прятаться древнейший из генов – особый ген музыкальности.

В. Крючков.
Журнал «Итоги», № 17.

Опубликовано: 20 мая 2009 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.