СЕЗОН ЗАКРЫВАЛИ ПАСХАЛЬНЫМИ ПЕСНОПЕНИЯМИ
В Пасхальную неделю Чувашская академическая симфоническая капелла красиво и торжественно закрывала свой 46-й сезон. Концерт с приглашенными музыкантами, к тому же ректорами знаменитых консерваторий, так и назывался «Светлый праздник».
Приобретенный в прошлом году орган за прошедший сезон успел прочно занять свое законное «королевское» место в зрительских ожиданиях и радостях. Поэтому в закрытии первого «органного» сезона ему было уделено большое внимание. Для исполнения сюиты для органа и камерного оркестра соль-мажор итальянца Отторино Респиги был приглашен профессор, ректор Казанской консерватории имени Н.Г. Жиганова Рубин Абдуллин. Еще один народный артист России и еще один ректор, Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, Михаил Гантварг исполнил Концерт для скрипки с оркестром финского композитора Яна Сибелиуса.
Однако вся эта европейская классика прозвучала лишь после впечатляющей русской программы с колокольными перезвонами и знаменными распевами. Концерты академической капеллы маэстро Яклашкина – это в некотором роде и музыкальные лектории музыковеда Светланы Ильиной, предваряющей каждое исполнение рассказами об авторе и произведении. Знающие Римского-Корсакова в основном как оперного композитора теперь услышали и об увертюре «Светлый праздник» на темы из «Обихода» (это сборник церковных песнопений), а затем и сами эти мощные впечатления композитора о пасхальной заутрене. Начало вечера получилось весьма духоподъемным. У Римского-Корсакова пасхальные мотивы связаны не столько с церковью, сколько со свободой, простором, русской неудержимостью.
А затем сразу же грянуло «Приидите, поклонимся» из «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова, написанное почти сто лет назад, и «Великое славословие» Апостола Николаева-Струмского в исполнении хора симфонической капеллы и муниципальной певческой капеллы «Классика». Покаяние, величественный хор. Это было очень сильное сочетание. Когда Константин Москалев, солирующий «Вземляй грехи мира, прими молитву нашу…», делал паузу, было слышно, как некоторые зрители плачут. Дирижировала песнопениями Наталья Яклашкина.
Интересно, что следом за этими русскими безднами исполнялась совершенно чарующая Сюита для органа и камерного оркестра Отторино Респиги. Тут как раз солировал гость из Казани. После таинственной противоречивой России в зал ворвались теплые воздушные потоки Италии.
Второе отделение все было отдано Михаилу Гантваргу. Михаил Ханонович в Чувашию приехал впервые. С известным скрипачом, объездившим с концертами весь мир, Морис Яклашкин познакомился в прошлом году на одном из конкурсов в Казани. Там же вместе с Рубином Абдуллиным они решили принять участие в чебоксарском концерте.
Михаил Гантварг перед концертом похвалил журналистам симфонический оркестр капеллы, заметив, что в ближайших регионах такого оркестра нет. Он уверен, что культура должна быть основополагающим элементом нашей жизни, константой, а не темой для посвящения отдельного года. В каждой республике, в каждом городе давно пора построить нормальные концертные залы. Ведь мы живем в 21-м веке, когда наука и техника дошли до такого уровня, что мы уже в состоянии просчитать точку акустического золотого сечения.
– Должны быть и залы, и оркестры, и зарплаты у музыкантов нормальные, – сказал профессор. – Это немаловажно, потому что музыке надо учиться долго, с ранних лет. Люди действительно занимаются служением. Хотя можно торговать чем угодно и стать богатым человеком. Это серьезная проблема. Раньше мы в нашу музыкальную школу при консерватории отбирали детей, а сейчас набираем. И это неправильно. Необходимо поднимать престиж профессии. Другого пути нет. Иначе потеряем молодежь. И когда все очнутся, будет поздно.
Петербургский гость с печалью отметил, что мы сегодня «проедаем» остатки советской системы музыкального воспитания. И незаметно движемся к серьезному, сказал он аккуратно, кризису. Но пока гром не грянет, мужик не перекрестится. А этот гром близок, о чем опытный ректор знает не понаслышке. Хотя если появятся меценаты типа Фон Мекк или графа Разумовского, уверен музыкант, – наше искусство рванет так, что не догонит никто.
Пока же высокооплачиваемых оркестров в Германии, Франции, США значительно больше, и уровень там поддерживается очень серьезный.