Всем с детства знакома сказка в стихах «Федорино горе». В ней рассказывается о нерадивой хозяйке, от которой убежала вся домашняя утварь, уставшая терпеть грязь и тараканов. Между тем, Федоры встречаются и в реальности. Жить с ними по соседству несладко. И что еще хуже — управу на них найти нелегко.
В почте «ЧН» встретились два письма. Обратные адреса разные, но проблема одна — террор подъездного масштаба. Приструнить нерадивых соседей наши читатели пытаются уже давно, но все безрезультатно. Например, куда только не поступали жалобы на жителей 101 квартиры в доме №6 по ул. Мичмана Павлова. На них составляли протоколы, выписывали штрафы (естественно, ни рубля не заплачено), милиция замучилась выезжать на очередной дебош. Соседи стонут, а нарушителям все «до лампочки». Как водили эти люди дурные компании днем и ночью, так и водят, как заливали соседей чем ни попадя (вплоть до отходов своей «жизнедеятельности»), так и заливают. Вот последний случай, не нуждающийся в комментариях. В подъезде был сделан ремонт. Но недавно из зоны вернулся один из обитателей 101 квартиры. Это «знаменательное» событие было отмечено бросанием соленых помидоров на свежевыкрашенные стены и побелку. На очереди освобождение еще одного — соседи, держитесь!
Не раз ставился вопрос и о выселении «веселой семейки». Но в инстанциях лишь разводили руками: мол, не имеем права, в квартире прописан несовершеннолетний, который уже не первый год в детдоме, поскольку мама с папой лишены родительских прав. Только все это — отговорки. Наши законы позволяют выселять, не ущемляя при этом прав несовершеннолетних. Так, например, поступили с сыном безработного жителя Карелии. Папаша был выселен судом из квартиры за то, что превратил ее в помойку. Пока подросток находится в детдоме, отвоеванная жилплощадь будет использоваться как служебное жилье. А потом молодой человек здесь спокойно поселится.
А вот другое письмо, обратный адрес — ул. Николаева, 47 корп. 2. Его авторы направили свое обращение, помимо газеты, в РОВД, Госпожнадзор, Роспотребнадзор, в ООО «Тирпей», прокурору и главе администрации Калининского района. По словам подписавшихся, обитатели 51-й квартиры держат весь подъезд в тонусе уже несколько лет: днем — спят, ночью — гуляют, да еще как. В гости к ним наведываются подозрительные личности, в подъезд заходить бывает страшно. Летом в доме сделали капитальный ремонт, всем поменяли сантехнику. Только 51 квартира осталась без нового унитаза, так как этот предмет обихода должны были приобретать сами жильцы. А в 51-й они пьющие, безденежные.
И стала течь на жителей нижней квартиры с потолка, простите, моча. (Остальное летит через балкон.) А в конце января соседскую ванную затопило так, что пришлось вызывать аварийщиков. До этого здесь был сделан ремонт стоимостью 29 тыс. рублей — плакали те денежки. Стали соседи предъявлять претензии обитателям 51 квартиры. Но разве их напугаешь?! «Мы неоднократно обращались в МУП «Калининское районное управление ЖКХ» и в милицию, но, к сожалению, результатов нет», — констатируют наши читатели. Они требуют выселить соседей, нарушающих санитарные нормы и омрачающих жизнь других.
Прокомментировать ситуацию мы попросили помощника прокурора Калининского района, куда поступил один из экземпляров жалобы, Елену Чурбанову:
— Процесс привлечения к ответственности таких нарушителей зависит от вида собственности квартиры. Если сосед проживает в муниципальной квартире, его можно выселить по статье 91 Жилищного кодекса. Если у него приватизированная квартира, то в действие вступает статья 293 Гражданского кодекса. По обоим законам выселение — крайняя мера.
Кстати, к должникам по квартплате закон даже более лоялен: жильцов-нанимателей муниципального жилья суд может не выселить, а переселить на меньшую площадь. С антисоциальными личностями суды вправе обходиться строже и расторгать с ними договор о социальном найме без предоставления другого жилья. Что касается собственников жилья, то суд принимает решение о лишении их права собственности (о продаже квартиры).
За какие провинности могут выселить? За разрушения или повреждения жилья нанимателем или членами его семьи; за систематическое нарушение прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении; за использование жилья не по назначению.
Правда, отмечает помощник прокурора, выселение не может быть скоропалительным: закон предусматривает, что наймодатель (если квартира муниципальная) или орган местного самоуправления (если квартира приватизированная) должны предупредить нарушителей, обязав их привести квартиру в порядок и дав на это определенный срок. Если за это время ничего не изменится — следует обращение в судебные инстанции.
По поступившей жалобе от жильцов дома №47 корп.2 по ул. Николаева будет проведена проверка.
Случай с безработным из Карелии, который был описан выше, отнюдь не прецедент. Недавно в Омске выселили женщину из квартиры, где она проживала 25 лет. В Приморском крае по решению суда лишились своих квартир сразу несколько квартиросъемщиков. Формулировка суда все та же: доведение квартир до нежилого состояния. В Чебоксарах к этой «крайней мере» не прибегали. А может, пора более действенно защищать интересы и добропорядочных жильцов.
Ольга ЧЕРНОВА.