Там, где кедр шумит

В эти дни общественность Чувашии широко отмечает 170-летие со дня рождения видного этнографа, фольклориста и деятеля народного просвещения Среднего Поволжья Василия Константиновича Магницкого.
«Обратите внимание на роковое совпадение. Он родился 3 марта 1839 года в селе Ядрино, а умер 4 марта 1901-го в Шуматово – ныне Советское Ядринского района», – сообщил страстный поклонник этой неординарной личности Геннадий Филиппов. Учитель чувашского языка и литературы местной школы своим ученикам помогает понять и полюбить богатое наследие знаменитого земляка.
На первый урок каждого нового учебного года Филиппов ведет детей на старое сельское кладбище, заросшее высокими деревьями. Там, под кряжистым дубом, кстати, единственным в округе, под памятным чугунным знаком покоится прах ученого. Энтузиаст ухаживает за этим местом более 25 лет. Хорошо еще, что нынче местная власть прорубила едва заметную просеку. А на крутом откосе он лично прикопал земляные ступеньки. Однако солнце припекло и дорожка превратилась в месиво. Но посетители все равно карабкаются по склону по сугробам.
«Не беда, что-нибудь придумаем, – сказал Геннадий Изосимович. – Представьте, уже трижды с ребятами затаскивали крышку и устанавливали на памятник. Нехорошие люди, видно, пытаются унести реликвию на металлолом, да силенок не хватает. Долго так продолжаться не может. Охрану в этом глухом месте не выставишь. Наверное, надо приварить конструкцию, от греха подальше. Иначе можем навсегда ее потерять».
Любопытно послушать мнение учителя, почему Магницкого похоронили на этом сельском кладбище. Филиппов вычитал, что якобы Василий Константинович перед смертью просил не разлучать его с народом, ведь он всю жизнь положил служению ему. Например, в энциклопедии Ульяновской области о Магницком сказано: «Первым из этнографов Поволжья стал пользоваться архивными документами и материалами. Записал множество чувашских легенд, сказок и загадок. Книга «Чувашские языческие имена» содержит более 10 тыс. чувашских мужских имен. Магницкий был сторонником И.Я. Яковлева и поддерживал его педагогические взгляды».
За годы после того как Филиппов в 1976 году защитил дипломную работу по творческому наследию В. Магницкого, семейный архив учителя пополнился многими уникальными изданиями. Как известно, статьи и очерки еще при жизни Василия Константиновича публиковались во многих журналах и газетах. Целую россыпь старинных номеров альманахов «Живописное обозрение», «Слово» и других выкупил Геннадий Изосимович в архивах Казани. Заодно много открытий для себя сделал. Оказывается, Магницкий приложил руку к собиранию и изучению игр, ведь он вырос среди чувашей, прекрасно знал быт и нравы народа.
На эту тему он опубликовал работы в 1873 и 1888 годах. Или берег приложение к газете «Волжский вестник» с подробной «Картой Афганистана и южной части Средне-Азиатских владений России». Дорожит школьный учитель и историко-этнографическими трудами «Материалы к объяснению старой чувашской веры» (1881), «Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде» (1888).
Кстати, учитель, за которым прочно закрепилось звание «магницковед», часто водит школьников на уроки в парк имени Магницкого. Более ста лет назад у пруда стояла беседка. Говорят, там подолгу беседовали пожилой Магницкий и юный Николай Никольский, будущий зачинатель чувашской печати. По словам Филиппова, благодарный ученик и последователь идей наставника в 1956 году настоял на создании этого парка. Жаль, что местная власть никак не соберется очистить пруд. Зато у кедра, посаженного рукой знаменитого земляка, и сегодня воркуют сельские влюбленные.

Опубликовано: 19 марта 2009 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.