Льготы на карте

В самое ближайшее время в Чувашии начнется эксперимент по внедрению социальной карты. Пилотный город эксперимента – Канаш, главный разработчик проекта – Государственный комитет по связи и информатизации ЧР. Обо всех подробностях и деталях нового дела в эксклюзивном интервью «СЧ» рассказал председатель комитета Сергей ЗАХАРОВ.
– Сергей Александрович, что представляет собой социальная карта льготника? 
– Это пластиковая карта с бесконтактным электронным чипом, не требующая, так сказать, физического контакта с терминалом, – достаточно просто приложить карточку к считывающему устройству. Подобный вариант карты, во-первых, дешевле в изготовлении, во-вторых, защищен от механических повреждений. И, наконец, удобен в эксплуатации. На оборотной стороне социальной карты будут указаны фамилия, имя, отчество ее владельца, размещены фотография и образец подписи льготника. То есть фактически карта заменит человеку льготное удостоверение.
– Эта карта будет работать только на транспорте? 
– Вообще функции у социальной карты гораздо шире. Она – своеобразный социальный идентификатор, обобщающий всю информацию о льготнике и позволяющий избавить человека от лишних справок и документов. Причем информация будет доступна и самому льготнику. В ходе эксперимента в администрации Канаша будут установлены электронные информационные киоски. Чтобы узнать данные, предположим, о новом размере ЕДВ, льготнику не надо будет заходить в кабинет – приложив карту, он увидит на терминале всю информацию о том, какие льготы ему положены и какие выплаты. Вполне вероятно, что, даже посмотрев на экран, человек все равно потом пойдет в отдел соцзащиты выяснять, все ли ему правильно показали. Но ничего страшного в этом, я думаю, нет – люди просто должны привыкнуть к разным каналам получения информации.
Кроме того, социальная карта сможет заменить собой и страховой медицинский полис. Медицинскую составляющую мы тоже планируем отработать на первом этапе эксперимента. Есть договоренность с Минздравом республики об использовании социальных карт, на которых будет записана информация со страхового полиса. Это позволит вести учет обслуживания льготников, ускорит работу регистратуры, да и человеку удобней – считайте, еще одна бумажка уходит.
Между прочим, в нескольких регионах страны, где ввели в обиход социальные карты, начинали именно с льготного проезда. Сейчас, насколько мне известно, такие карты внедряются в Новосибирской и Челябинской областях, пока точечно – на уровне одного города. Достаточно широко с этого года проект по социальным картам запущен в Иванове. Наиболее же полный вариант отработан в Москве – социальная карта москвича здесь действует более семи лет. У московских карт есть банковское приложение – человек может получать по ним пенсии, пособия и выплаты. С их помощью он может оплачивать услуги ЖКХ, телефонной связи и даже звонки по таксофонам, получать скидки в магазинах и аптеках (все эти моменты впоследствии могут быть воплощены и у нас). Кроме того, в Москве социальные карты выдают не только ветеранам и пенсионерам, но и другим получателям социальных услуг – многодетным и приемным семьям, опекунам, школьникам, студентам, то есть большинству населения города.
В целом как индикатор льгот социальная карта очень полезна в государственном масштабе. С ее помощью можно эффективно вести адресный учет – кто и какие социальные услуги получал, в каком объеме, сколько средств из бюджета на это потрачено. У нас же подобный учет налажен не везде. К примеру, об общем объеме льготных перевозок сейчас можно судить лишь по количеству проданных проездных.
– А почему внедрение социальной карты решили начать именно в Канаше? Не в Чебоксарах, к примеру, или в Новочебоксарске? 
– Во-первых, этот город оптимальный по численности – не такой большой, как Чебоксары, но и не слишком маленький, с развитой инфраструктурой и достаточным числом льготников – порядка 15 тысяч. Кроме того, на первом этапе социальную карту удобней опробовать только на одном виде транспорта. Тут Канаш тоже идеально подходит: один вид транспорта – автобус, один перевозчик льготников – местный филиал «Чувашавтотранса». К тому же Канаш – крупный железнодорожный узел, и в перспективе здесь можно будет организовать льготный проезд по социальной карте на пригородных поездах, для тех, кому эта льгота положена. Такая возможность, кстати, в картах заложена изначально, поскольку изготавливаются они по единому для всей страны стандарту. Но активировать железнодорожную составляющую мы планируем уже на следующих этапах эксперимента.
– Вернемся к первому этапу. Скажите, все льготники должны будут получить социальную карту в обязательном порядке? И сколько она будет стоить?
– Получение карты – дело сугубо добровольное, никто никого заставлять не будет. Хотя разъяснительную работу необходимо будет проводить с помощью работников социальных служб, ветеранских организаций, надеемся и на прессу. Себестоимость же карты, в зависимости от ее наполнения, составит от 100 до 200 рублей. Но льготникам ее выдадут бесплатно.
– Когда именно начнется эксперимент, как он будет проходить?
– Сейчас завершается подготовительная работа – автобусы снабжены терминалами, в отделах соцзащиты установлено оборудование для изготовления карт, проводится сверка базы данных по льготникам. Сама выдача карт должна начаться в апреле-мае – льготник подает заявление в отдел социальной защиты, и там ему изготавливают и выдают пластиковую социальную карту. Сразу хочу отметить, что на время эксперимента мы сохраняем и бумажный проездной (так же, кстати, как и медицинский полис). Поэтому схема предполагается следующая: человек покупает льготный проездной билет, на социальной карте фиксируется, что проездной на данный месяц у него есть. Заходя в автобус, льготник предъявляет карту кондуктору. Тот прикладывает ее к терминалу – для считывания данных – и выдает льготнику бесплатный, так называемый нулевой билет. Затем в конце смены (а потом – и в конце месяца) транспортники будут обобщать всю зафиксированную терминалом информацию о льготных поездках.
Почему бумажный проездной все-таки остается в обороте? Во-первых, для людей это привычней в психологическом плане. Во-вторых, мы должны сохранить для граждан равные условия по льготному проезду. Социальный проездной, как известно, действует на всей территории республики. Тот же льготник из Канаша, например, имея на руках бумажный проездной, сможет проехать по нему и в чебоксарском троллейбусе, где проезда по социальным картам пока нет. А льготник из Чебоксар, в свою очередь, сможет воспользоваться своим проездным на городских автобусах Канаша.
– А если льготник потеряет социальную карту?
– В этом случае он сразу должен сообщить о потере в отдел соцзащиты. Карту заблокируют, а льготнику через некоторое время выдадут новую. В этом плане социальная карта куда более защищенный проект – ведь если сейчас человек потеряет льготный проездной, документ ему уже не восстановят. Важно еще, что картой, кроме самого хозяина, воспользоваться никто не сможет – в том числе и потому, что сам документ именной, с фотографией.
– Насколько мне известно, проект рассчитан не только на пожилых льготников – подобная карта в Канаше должна появиться и для школьников. 
– Да, и только льготным проездом дело тоже не ограничится. В канашской школе № 3 уже идет эксперимент – установлен электронный турникет, фиксирующий приход и уход ребенка из школы. Сейчас это происходит по отпечаткам пальцев, впоследствии, с началом эксперимента, – по карте школьника. Причем к процессу – технические возможности это позволяют – можно будет подключить и мобильную связь. Вот вполне реальная картина из недалекого будущего – ученик зашел в школу, приложил свою карту к турникету, и родителям тут же отправляется смс о том, что их ребенок прибыл на занятия. Закончились уроки, ученик на выходе отметился у электронного «вахтера» – то же самое. В итоге взрослые знают, был ли их ребенок в школе, во сколько пришел и ушел. Такая карта может использоваться даже для оплаты за обед в школьной столовой. Тут тоже есть свой плюс: если у ребенка нет наличных денег – меньше шансов, что кто-то у него их будет вымогать.
– Молодому поколению проще привыкнуть к электронной карте во всем ее многообразии. А вот пожилым людям придется труднее – не запутаются ли? 
– Действительно, старшее поколение достаточно консервативно и осторожно относится к новшествам. Но вот картина, которую недавно довелось наблюдать в центре Чебоксар, – пожилая женщина, явно приехавшая из глубинки, достает из сумки мобильный телефон, нажимает на кнопочки… Лет десять назад у людей был бы шок. А сейчас это никого не удивляет – привыкли.
Как свидетельствует практика, процесс привыкания идет достаточно быстро. Проект по мультикартам у нас начали разрабатывать еще в 2003 году. Но тогда мы, наверное, несколько опережали время – в ту пору и банковские карты не получили достаточно широкого распространения. Сейчас же они в ходу не только у работающих граждан – многие пенсионеры получают в банкоматах пенсии и социальные выплаты. Не скажу, что к «карточной системе» готовы абсолютно все льготники, но процесс идет.
– А когда социальная карта будет внедрена в масштабах республики? 
– По плану эксперимент должен продлиться до конца 2009 года. Тогда мы подведем итоги, посмотрим статистику, оценим, насколько эффективен оказался проект, как восприняли новшество люди. И уже после этого будет возможность обсуждать и решать, когда и на каких условиях социальная карта может быть использована в масштабах всей Чувашии.

Опубликовано: 13 марта 2009 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.