От йодированной соли к радиоактивному йоду

Так повелось, что в России интерес к диабету выше, чем к другим заболеваниям эндокринной системы, а во многих странах наравне со «Школами диабета» существуют «Тирошколы», которые объединяют и врачей и пациентов.
По сообщению главного эндокринолога республики Татьяны Марковой в Чувашии за последние 4 года распространенность эндокринных заболеваний выросла на 35 проц. Весомую роль играют заболевания щитовидной железы. В Чебоксарах был организован семинар с участием ведущих эндокринологов страны, в котором приняли участия более семидесяти врачей. Онкологи, врачи общей практики, эндокринологи и хирурги республики вместе с учеными Эндокринологического Научного Центра и Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова обсуждали проблемы, возникающие при диагностике и лечении заболеваний щитовидной железы. На семинаре побывал и наш корреспондент.
Несмотря на то, что семинар шел уже шестой час, в глазах слушателей был неподдельный интерес, а это означало, что лекция была блестящей. Профессор увлеченно рассказывал о случаях из своей практики, сравнивал, как лечат патологию щитовидной железы у нас и в других странах. Наконец доктор медицинских наук, профессор кафедры эндокринологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, заместитель директора Эндокринологического Научного Центра МЗ РФ Валентин Фадеев передал слово своему коллеге-хирургу, и его удалось «отловить», чтобы задать несколько вопросов.
– Валентин Викторович, мы любим лечиться сами, капаем йод в молоко…
– А вот этого делать не надо, – прервал меня профессор, делая строгий вид, – в магазинах есть йодированная соль, употребляйте ее – этого вполне достаточно, чтобы у вас не появился эндемический зоб и не было других проблем, связанных с йодным дефицитом.
– Но ведь есть другие заболевания: зоб Хашимото, Базедова болезнь.
– Йодом в молоке их не вылечить, а вот навредить организму можно очень серьезно. Это аутоиммунные заболевания, когда по неизвестным науке причинам организм начинает вырабатывать антитела к собственной щитовидной железе. В одном случае, при аутоиммунном тиреоидите Хашимото, щитовидная железа разрушается, ее функции угасают, у человека наблюдается гипотиреоз. А при базедовой болезни или, как ее называют в англоязычных странах, болезни Грейвса щитовидная железа под воздействием антител начинает вырабатывать гормонов намного больше, чем нужно человеку для жизнедеятельности. У больного возникает «отравление» этими гормонами – тиреотоксикоз. Согласитесь, что лечить эти заболевания нужно по-разному. Но вначале надо поставить диагноз. Потому что и гипотиреоз и гипертиреоз могут возникать и по другим причинам.
– А человек сам может почувствовать, что у него что-то неладное с щитовидкой?
– В случае тиреотоксикоза может, а вот с гипотиреозом не всегда. Гипотиреоз дает очень «размытую» картину. Ну, у кого не возникает усталости, сонливости, проблем с сухостью кожи? Ломкие ногти и волосы тоже встречаются не только при болезнях щитовидной железы. Поэтому диагноз должен ставить врач.
– Хотя бы скажите, что человек должен чувствовать, чтобы пойти к врачу? 
– Он должен чувствовать себя плохо. А уж врач его направит на анализы, при необходимости посмотрит уровень гормонов в крови, подберет лечение.
– А как это все лечится?
– При гипотиреозе, назначается заместительная терапия. То есть назначаются синтетические гормоны щитовидной железы, абсолютно аналогичные тем, что вырабатываются в организме, и которых не хватает. Очень часто их нужно принимать всю жизнь, потому что несмотря на все достижения медицины не все болезни вылечиваются. Сейчас есть очень хорошие препараты, и ежедневный прием нужной дозы не вызывает каких-то проблем. Больных с тиреотоксикозом лечат иначе. Вначале снимают сам тиреотоксикоз, добиваются эутиреоза, то есть состояния, когда щитовидная железа на фоне препарата перестает продуцировать избыточное количество гормонов, а где-то через полтора года лекарства отменяют. Но увы, ремиссия развивается только у каждого пятого.

Кстати

В настоящее время заболевания щитовидной железы являются одними из самых распространенных в мире. Так, препараты тиреоидных гормонов входят в число 13 наиболее часто выписываемых препаратов в США. В Великобритании эти же гормоны получает не менее 2 проц. населения страны. Большая распространенность болезней щитовидной железы ставит их в один ряд с такими заболеваниями, как сахарный диабет и болезни сердечно-сосудистой системы.

– А если не происходит?
– Тогда решают вопрос, что делать дальше. На практике это означает, что щитовидную железу либо удаляют хирургическим путем, и человек пожизненно принимает препараты тироксина, либо лечат пациента радиоактивным йодом, а потом назначают ту же заместительную гормонотерапию.
– А что лучше?
– В Америке, Великобритании и многих других странах хирургическое лечение практикуют редко, там предпочитают радиоактивный йод.
– Но это, наверное, очень дорого?
– Давайте посчитаем. Чтобы сделать операцию, нам нужен хирург, причем очень высокого класса. Его подготовка в течение полутора десятков лет стоит не очень дешево. Нужно анестезиологическое пособие, то есть бригада анестезиологов, потребуется оснащенный массой аппаратуры хирургический блок, далее не менее оснащенный реанимационный блок. Я уже не говорю о лекарственных препаратах и других затратах.
Сюда же надо включить материальную составляющую риска: любая операция это риск, к тому же у двух процентов прооперированных может быть потеря голоса. И если вы певица или преподаватель, то операция изменит всю вашу жизнь.
– Что собой представляет лечение радиоактивным йодом?
– Человек выпивает жидкость без цвета и запаха. Радиоактивный йод поглощается щитовидной железой, и происходит радиационное воспаление, которое приводит к ее рубцеванию. Через два-три месяца, иногда через полгода наблюдаем эффект от лечения и назначаем пациенту заместительную терапию. По сути, то же удаление щитовидной железы, только без участия хирурга и без разрезов и крови. В Америке до 70 проц. пациентов лечатся таким образом: человек глотает капсулу с радиоактивным йодом и уже через несколько часов после приема радиоактивного препарата уходит домой.
– А почему в России не лечат таким способом?
– Это связано с рядом идеологических веяний конца 70-х годов. До этого, то есть в 50-60-х гг. терапия радиоактивным йодом с успехом использовалась в большинстве крупных городов РФ. Возможно, у вас в Чебоксарах еще осталось то помещение, где проводилась такая терапия. В настоящее время, увы, функционирует только три центра: в Обнинске, Нижнем Новгороде и Благовещенске. Правда, в наших клиниках пациент после приема препарата обычно остается в палате закрытого типа на три-пять дней, и только потом выписывается домой. Организовать такой центр, особенно на «старом месте» не так сложно (хотя в Москве нам это пока не удается) и, поверьте, в него сразу образуется многомесячная очередь как из Чувашии, так и из соседних регионов. Важно отметить, что такое лечение экономически очень оправдано и вложения в организацию такого центра достаточно быстро окупятся, поскольку реальная себестоимость радиоактивного йода очень невысока.
– Стоимость лечения радиоактивным йодом в других странах тоже невысокая?
В Европейских странах, это, в среднем, около 1000 Евро. В Бразилии, например, около 300 Евро. Это зависит от всей системы здравоохранения той или иной страны. Стоимость самого радиоактивного йода очень низка и большая часть названной суммы уходит на консультацию врача и предварительное обследования пациента. Для примера, операция на щитовидной железе по поводу токсического зоба стоит в 5-10 раз дороже.

Кстати

Нежелание лечиться у людей с нарушениями функции щитовидной железы приводит к нарушению работы большинства органов и систем . При недостаточном уровне гормонов возникают бесплодие, нарушения в работе сердца и мозга, замедляются мыслительные процессы. При повышенном уровне гормонов также страдает сердце, психика, печень, увеличивается риск возникновения остеопороза и переломов.

Увеличение распространенности заболеваний щитовидной железы некоторые ученые связывают с появлением ультразвуковой аппаратуры, лабораторий, где можно определить уровень гормонов, наличие антител, то есть с повышением выявляемости, а не с истинным ростом заболеваемости. Это обстоятельство переводит шутку: «нет здоровых, есть недообследованные» в разряд банальностей. С другой стороны, лечение многих заболеваний сегодня уже не требует каких-то героических усилий, зато серьезно улучшает качество жизни, а самих больных переводит в разряд практически здоровых. Так стоит ли рисковать глотая самопальные коктейли?

При подготовке использовались материалы сайта www.thyronet.ru

Опубликовано: 27 февраля 2009 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.