Когда главе этого сельхозкооператива так говорят, Игорь Николаевич неизменно шутит: «А вы посмотрите, на кого я похож…» Приглядятся – и впрямь на Путина. Как тут не быть на верном пути…
В кадровом отделе Минсельхоза республики «пятидесятник» Федоров на особой примете. По словам начальника отдела Г.Таланцевой, у него какое-то обостренное чувство ответственности. Это, безусловно, неплохо, не часто сейчас встречающееся среди сельских руководителей. Даже среди «пятидесятников» – руководящей элиты, отобранной по известной программе укрепления менеджмента АПК. Несмотря на то что им безвозмездно выделили из бюджета по миллиону рублей на жилье плюс 100 тысяч подъемных, да еще деньги на приобретение автомашины, некоторые умудрились пустить все это на сторону, что, естественно, закончилось уголовными делами.
Из кабинета – на землю
Шесть лет назад, когда Игорь Николаевич возвращался к земле, о подобной миллионной индульгенции и помыслить не мог (той программы тогда еще и не было). Тем не менее попросился «в колхоз», причем с весьма непыльной и не очень-то обременительной должности начальника райотдела по управлению муниципальным имуществом. Два раза в месяц неплохая зарплата, премиальные, вполне нормированный рабочий день… Да и сделать на этой должности успел немало – одним из первых в республике активно взялся за наведение порядка в арендной плате за землю. Этому предшествовал опыт работы в налоговой инспекции и инспектора по безопасности в крупной республиканской структуре.
Но в дипломе-то у Федорова от Чувашского сельхозинститута значится «экономист-организатор сельхозпроизводства». Вот и решил поработать по прямой специальности. Ну и то, что называется самореализацией в настоящем, а не чиновничьем деле, было не на последнем месте. 34 года – самый возраст для этого.
Рассчитывал на одно хозяйство, а вышло сразу на два. В 2003 году районное сельхозруководство задумало проект создания агрохолдинга по производству свинины на базе некогда крупнейшего в республике, а потом вконец разоренного свинокомплекса «Восход». Кроме него, по замыслу тогдашнего начальника сельхозуправления Н. Курчаткина, в холдинг должны были войти также СХПК «Коммунар», как снабженец кормами, и Чебоксарский мясокомбинат в качестве переработчика свинины.
Но проекты подчас резко расходятся со свершениями. Переработчики должны были войти с деньгами, чтобы вконец обнищавший «Коммунар» смог впервые за последние годы посеять зерновые и кормовые культуры. Но дали сумму вшестеро меньшую, чем оговаривалось. Причем в основном на подъем комплекса. «Как ни приеду к генеральному комбината – ничего толком не говорит, хотя вижу, что проку тут будет мало, – вспоминает Федоров. – Наконец не выдержал, нажал: дадите денег или нет?» «Извини, говорит, мы выходим из игры…»
Короче, идея с холдингом провалилась. Федоров остался один на один с хозяйством – полубанкротом. И вот представьте себе положение еще неопытного руководителя: четыре с половиной миллиона рублей долгов, в амбарах почти ни грамма семян, коровы на фермах дают по 700 граммов молока в сутки, за год – не больше 2000 литров от каждой.
Путь в гору
Ситуация «пожарная», однако Федоров действует не чрезвычайным способом, а отдает распоряжение зоотехнику досконально проанализировать племенную работу, чего лет десять не делалось. Буренки по два-три года не осеменялись – сил не было из-за никудышной кормежки. Позвонил также другу в Козловский район – тот выручил семенами. Вспомнил, что на мариинско-посадском заводе можно разжиться бардой – отличный корм для скота, стали возить его. И уже через два месяца буренки повеселели, а через пару месяцев вошли в охоту, то есть стали готовиться к отелам.
В прошлом году средний надой от коровы в «Коммунаре» перевалил за 4000 килограммов. Это пока тоже не рекорд, в республике есть хозяйства и с 5000-ми надоями. Но поднять продуктивность вдвое, считай за два года – это, подтвердят специалисты, очевидное достижение. Молочное животноводство превратилось в весомую статью доходов хозяйства. От него потек неплохой денежный ручеек в кассу, появилась возможность взять кредиты. Правда, опять же под надежного Федорова – под полубанкрота «Коммунара» вряд ли кто решился бы дать заем. Удалось получить солидный льготный кредит по нацпроекту на 7 лет.
Вскоре приобрели четыре десятка голов племенного скота, затем еще двадцать. На самой большой МТФ установили молокопровод, купили танк-охладитель. Но ремонтировали и реконструировали фермы уже на собственные деньги. На две трети обновлен машинно-тракторный парк, прикупили импортный комбайн, пару новых колесных тракторов.
На поправку пошло финансовое самочувствие хозяйства. В 2003 году валовая выручка составляла лишь два миллиона с небольшим, а в прошлом – почти в десять раз больше. Правда, и затраты с той поры на месте не стояли. Как на дрожжах дорожало горючее. В позапрошлом году цены на зерно и животноводческую продукцию вроде бы пошли вверх, да вскоре опять остановились, так что на большие прибыли пока не приходится рассчитывать.
Словом, растерянность первого года у Федорова потихоньку рассосалась, появилась уверенность, что не зря сменил кабинет на фермы и поля. Правда, далось это ох как нелегко: в шесть утра вставать и в полночь едва добираться до постели. Все это – за весьма, в общем-то, скромное вознаграждение. А у Федоровых две девочки.
Получил грант – не говори «не дюж»
Когда ему в 2006 году предложили поучаствовать в конкурсном отборе «пятидесятников», Игорь Николаевич сначала чуть ли ни с лету отверг эту идею. Не потому, что сил не чувствовал. Сыграла свою роль природная привычка – по чувашской пословице, есть только свой хлеб. Рассуждал поначалу так: руководителю хозяйства, как и всем, полагается зарплата плюс там поощрения по итогам года – какие еще дополнительные стимулы нужны? Но это, с одной стороны.
С другой же – идея главы республики насчет грантового поощрения тех руководителей (по указу Президента в 2005 году была запущена эта программа), которые искренне хотят и могут поднять свои хозяйства, абсолютно правомерна. Что бы ни говорили, а материальный стимул стоит во главе угла, да еще такой весомый. К тому же, если получатель гранта не справится, его этой поддержки попросту лишат. Но для Федорова, когда он приехал в Минсельхоз защищать свой бизнес-проект, не это было главное. «Больше всего я боялся позора, если не справлюсь», – говорит Игорь Николаевич.
Но все заявленные бизнес-параметры «пятидесятник» Федоров пока успешно выдерживает – и по посевным площадям, и по доходам, и по продуктивности животных. А главное, по заработной плате работников хозяйства, которая в прошлом году составила в среднем более 5000 рублей, что значительно выше, чем в среднем по республике. Беспокоит, правда, немного увеличившаяся кредиторская задолженность, что в нынешней ситуации, в общем-то, не удивительно.
Но дается все это довольно нелегко. «Сорок лет прожил и не курил, а недавно вот начал», – сокрушается Игорь Николаевич. Оставалось посоветовать ему бросить – наш премьер-министр, мол, ведет здоровый образ жизни.