Солдаты Родины в моей судьбе

Наш род Андрь состоял из трех ветвей – Волковы, Галкины и Кунаковы. В Великую Отечественную войну не стало мужской половины кунаковской ветви: Иван погиб в первые дни войны, а Андрея, попавшего в окружение, сожгли в Лиепае. Брат мой Леонид добровольно ушел на фронт. Во время наступления под Москвой в числе первых он поднялся из окопа. На войне погибли все племянники моего отца. Все племянницы овдовели. Последствия той войны – на столетия: не видевшие отцов стали отцами, не слышавшие дедов уже сами дедушки.
31 октября 1944 года, в день, когда мне исполнилось 17 лет, и я просился на фронт. Мне отказал райвоенком Н. Вахрамов, сославшись на звонок Верховного Главнокомандующего. Наивный деревенский мальчишка, я верил в это, пока уже в институте студенты-солдаты, вернувшиеся с фронта, не открыли мне глаза на этот безобидный обман. Но главными моими наставниками всю мою сознательную жизнь были защитники Отечества. В 1945-м я стал студентом физмата Чувашского пединститута. Нас, юнцов, окружили заботой чуть старше по годам фронтовики. Мы их считали лучшими людьми – гордыми и порядочными. Особо выделялись сталинские стипендиаты – Василий Димитриев (исторический факультет), Елизар Софронов (физико-математический факультет), Александр Уськин (филологический факультет). Добрым словом вспоминаю старших товарищей, храбрых солдат войны Матвея Михайлова, Николая Афанасьева, Ефима Момествова и других.
Не забывается, как однажды студент Уськин грудью встал на защиту книги доцента И. Сутягина о творчестве Константина Иванова. Литературовед написал ее на фронте. Наш товарищ продекламировал большой отрывок из «Нарспи» и с искренним пафосом воскликнул: «Чем не Пушкин?! Да, Пушкин чувашский!!!»
Советские офицеры, достойнейшие сыны Отечества Хузангай, Талвир, Уяр, Ухсай, Ильбек были учителями и моих учеников. Например, Петр Хузангай – почетный пионер отряда им. М. Сеспеля в шестой школе Чебоксар. Юные стихотворцы во всем подражали своему кумиру. К сожалению, из моего класса вышел только один офицер – Филипп Лампасов. По-видимому, чего-то мне не хватало в индивидуальном военно-патриотическом воспитании. Однако среди моих воспитанников много тех, кто в свое время был отличником боевой и политической подготовки. Сегодня «политической» я понимаю как «патриотической». Назову только немногих из них. Это Кронид Петров – непревзойденный в республике заведующий РОНО, Михаил Харитонов – самый цитируемый профессор, Игорь Афанасьев – лучший психолог в Чувашии.
Часто выступаю в воинских частях, бываю у призывников. Полковник В. Ильин как-то организовал встречу в Канаше с молодыми людьми, отбывающими на службу в армию. Удивительное дело: все офицеры в своих выступлениях были к педагогике ближе, чем иные нынешние профессора.
Недавно мне устроили «церемонию примерки» парадной формы гвардии майора. Инициатором был тот же Ильин, сумевший у самого Валентина Юдашкина заказать форму. В тот волнующий миг меня поздравил и Евгений Ткаченко, в недавнем прошлом министр образования России. Он признался, что полюбил мою этнопедагогику еще в марте 1993 года в Якутске.
Как-то почти всю ночь проговорили с генерал-майором Владиславом Степановым, замечательным русским человеком. Он сам предложил перейти на чувашский. Акцента ни в одном его слове не почувствовал.
Преданным другом, новаторски мыслящим соратником стал бывший афганец профессор Аркадий Панькин. Моим особо уважаемым учителем на всю жизнь останется профессор Пюрвя Эрдниев – «вершина калмыцкой нации». Морально, духовно, быть может, и политически меня спасли, сохранили, дали надежду и вывели в новый круг творчества офицеры. Вероятнее всего, они вооружили меня необычными, непривычными этнопедагогическими знаниями. Дурно на них я не влияю, хотя весь наш род «красный». Так, старший брат отца, Сергей, был расстрелян по приговору военно-полевого суда за большевистскую агитацию в окопах.
В Подмосковье по инициативе жен офицеров мы открыли «домашние чувашские школы». Учебной литературой снабдил подполковник Г. Викторов, лучший из военных журналистов, а я – вроде консультанта. Молодые офицеры воспитывают и меня. Афоризм полковника Анатолия Крылова, начальника штаба Кремлевского кавалерийского полка, принят к руководству: «Жена – святыня». А полковник Николай Ларионов убежденно повторяет за мной: «Лучшая в мире женщина – собственная жена». Не случайно генерал-полковник В. Шеметов, начальник штаба Московского военного округа, дает мне такую характеристику: «Вас всегда отличали высокая гражданская позиция, отзывчивость, жизнелюбие, оптимизм».
Военный юрист Николай Соловьев прислал из Брянска книгу стихов «Звездная метель» и сделал неожиданное признание: «Общение, переписка с Вами – подарок судьбы».
Дорожу дружбой с генерал-лейтенантом, Героем России Николаем Гавриловым. Он искренне говорит мне: «Я ваш духовный сын…» Может ли быть для педагога оценка выше этой? В нашем роду были полковники, в том числе и начальник военного госпиталя. Сын племянника отца служил на генеральской должности, подавал большие надежды, но погиб в ГДР в мирное время. Хотя во все времена у нас почитался культ военных летчиков, но не было ни одного летчика. Слава богу, любовью к небу, к полетам, вероятно, по примеру Гаврилова, живут мои правнуки. Я жду и надеюсь.

Об авторе

Геннадий Никандрович Волков родился 31.10.1927 года в с. Большие Яльчики Яльчикского района. Доктор педагогических наук (1967), профессор (1968), член СП СССР (1982), академик Академии педагогических наук СССР (ныне РАО) (1990), почетный доктор Эрфуртского (Германия) университета (1982). Основатель нового направления в педагогической науке – этнопедагогики. Ведущий исследователь наследия И.Я. Яковлева. Автор более 500 научных работ. Имеет почетные звания в области образования и науки Чувашии, Киргизии, Саха-Якутии, Калмыкии и Тувы, заслуженный деятель науки Российской Федерации (2001). Награжден золотой медалью Гердера, медалями К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского. Почетный гражданин Чувашской Республики (1997). Указом Президента Н.В.Федорова от 6 декабря 2007 года за выдающийся вклад в развитие педагогической науки, приумножение духовного наследия чувашского народа Волков Геннадий Никандрович – доктор педагогических наук, директор НИИ этнопедагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева награжден орденом «За заслуги перед Чувашской Республикой».

Г. ВОЛКОВ.

Опубликовано: 21 февраля 2009 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.