В сфере занятости напряженка – кривая безработицы упорно ползет вверх. Совсем недавно на некоторые работы местные не соглашались, приходилось зазывать трудовых мигрантов. Поредели их ряды в связи с началом кризиса? Или работодателю, как и раньше, лучше рассчитывать на Мустафу из Узбекистана, чем на местных работяг?
КТО ЗАМЕНИТ ПОВАРА-КИТАЙЦА?
Как сообщили в Управлении Федеральной миграционной службы (УФМС) РФ по Чувашии, начиная с октября прошлого года мониторинг текущей ситуации в сфере занятости, в том числе с привлечением иностранной рабочей силы, проводится еженедельно. Общая картина такова – иностранцев на чувашских предприятиях больше не становится. Наоборот, наблюдается их отток. Так, на начало прошлого года в акционерном обществе «Чебоксарский агрегатный завод» трудились 108 граждан Узбекистана. Теперь их там осталось 85. Или возьмем ситуацию на другом крупном предприятии республики – «Промтракторе». В прошлом году узбекского пролетариата там насчитывалось 103 человека. Сегодня в три раза меньше. Больше всего услугами трудовых мигрантов пользовалось ООО «Промтрактор-Промлит», в котором год назад работал 121 иностранец. Но и там их ряды поредели. По данным миграционной службы, эти люди выезжают за пределы России не по собственной воле, а «в связи с сокращением сроков их пребывания». Иными словами, нужда в этих рабочих руках отпала и сократили им сроки пребывания на чужой земле. Надо полагать, не без влияния экономического кризиса.
Похожая ситуация с трудовыми мигрантами складывается не только на трех промышленных гигантах, но и в целом по республике. В прошлом, относительно благополучном году, сообщает УФМС, чувашскими работодателями привлечено 1088 иностранных работников. В течение года от услуг почти одной трети пришлось отказаться. Оставшиеся заняты в основном не в промышленном производстве и строительстве, где условия труда считаются особенно тяжелыми, а в «иных сферах». Это легкая промышленность и общественное питание. Можно ли занятых в этих отраслях заменить безработными из местного населения? Сразу и не ответишь. К примеру, кто из местных заменит повара-китайца из ресторана китайской кухни? И таких «узкопрофильных» специалистов среди иностранцев немало.
Что касается промышленного производства, то там продолжает работать почти каждый третий трудовой мигрант, в оптовой и розничной торговле – каждый седьмой. Есть они в небольшом количестве в строительстве, сельском хозяйстве, сфере услуг. По большому счету, это традиционные отрасли, где испокон веков трудилось местное население. Вернет ли кризис все на круги своя? Возможно, не сразу, но тенденции эти могут только усилиться. Косвенным подтверждением является то, с каким «энтузиазмом» в нынешнем году выдаются в республике разрешения на работу иностранцев. Квота на 2009 год составляет около 2,5 тысячи разрешений (на триста меньше, чем в прошлом году).
Проблемы в финансовой сфере и экономике, с одной стороны, умерили аппетит работодателей, с другой – охладили пыл иностранных соискателей найти в Чувашии достойную и хорошо оплачиваемую работу. Пока принято от них всего 102 заявления (в прошлом году на этот период было 254), выдано разрешений и того меньше – всего 60. А вот расторжение трудовых отношений с иностранцами, напротив, набирает обороты. За четыре последних месяца об этом предупреждены свыше 450 гастарбайтеров. Правда, в подавляющем большинстве случаев разрыв трудовых отношений мотивирован безобидными «по собственному желанию» и «по соглашению сторон», но нетрудно догадаться, что за всеми этими формулировками зачастую маячит призрак кризиса.
ПРИНИМАЕМ НЕ ВСЕХ
Ситуация в российской экономике и финансовой сфере, надо полагать, рано или поздно войдет в нормальное русло. А посему Россия для многих иностранцев, особенно граждан стран СНГ, была и остается привлекательным местом для проживания, приложения своих знаний и умений. Возникает вопрос о гражданстве. По данным УФМС, в прошлом году полноправными россиянами стали 993 бывших иностранца и лица без гражданства. Желающих было больше. Но как же быть, если хочется, но колется? Тогда в ход идут разные ухищрения. Так, некто Шифуллина (фамилия изменена), гражданка Туркменистана, очень хотела стать россиянкой. Указала в документах девичью фамилию и получила паспорт. Зря изображала из себя незамужнюю женщину. Из Туркменистана пришли документы, внесшие ясность в ситуацию. Этого оказалось достаточно для отказа в гражданстве, что и было сделано судебным решением.
Бывает, россиянами желают стать иностранцы, у которых рыльце в пуху. «Наш соотечественник, в прошлом гражданин Армении, пожелал приобрести гражданство РФ своему несовершеннолетнему отпрыску, проживающему с родственниками в Армении, – рассказывают в УФМС РФ по Чувашии. – Хотел дать ему здесь образование и путевку в жизнь. Обратился в одно из подразделений управления с заявлением о приобретении гражданства». Но при рассмотрении ходатайства открылись весьма пикантные обстоятельства. Оказывается, сей недоросль, будучи в гостях у отца в Чебоксарах, нашкодил и попал на скамью подсудимых, «заработав» условный срок. В гражданстве ему отказали. О переезде в столицу Чувашии придется забыть. Такие граждане России не нужны.