Храм открыл не все тайны

Итогом десятилетней работы кандидата искусствоведения Антонины Мордвиновой стала вышедшая в Чувашском книжном издательстве монография «Введенский собор города Чебоксары». Выход этого издания оказался далеко не рядовым событием в научной, культурной и даже общественной жизни республики, о чем свидетельствовало бурное обсуждение в рамках проходившей в институте гуманитарных наук итоговой научной конференции. Причиной тому стали и скрупулезный труд исследователя, и, конечно, интерес к судьбе главного героя новой книги — кафедрального собора Введения Богородицы во храм.
История чебоксарского собора восходит ко времени царя Ивана Грозного и святителя Гурия – Казанского архиепископа. Часто это почти все, что знают об этом культовом сооружении даже более-менее начитанные о родном крае чебоксарцы. Старейший чебоксарский храм в течение столетий был предметом особой заботы и гордости горожан. Времена «религии вождей» и очередного переустройства общества надолго прервали эти заботы. И лишь катастрофа с огромной трещиной, чуть не расколовшей старинное строение, заставила понять – какое сокровище мы можем потерять и насколько необходимо сохранить этот «осколок» истории, которых в Чебоксарах и без того остались единицы. Хотя, по словам автора, со столь уникальным строением Чебоксарам еще повезло. Храмов с пятивековой историей в стране осталось очень мало. Например, аналогичный храм есть в Макарьевском монастыре. Однако сохранился он относительно, это почти руины, храм давно закрыт. Правда, новая книга не об этом. Искусствовед А. Мордвинова рассматривает ансамбль Введенского собора с точки зрения его художественной ценности. Книга посвящена архитектуре, стенописи, иконописи и иконостасной резьбе собора. Но в итоге именно знакомство с этими ценностями, которое с глубоким знанием дела и в то же время ненавязчиво проводит автор, неизбежно заставляет каждого задуматься и об их сохранности. Антонина Мордвинова признается, что одной из целей исследования уникальной архитектуры и иконостаса было, конечно, и то, чтобы о них узнало как можно больше людей.
Есть в книге и замечательные приложения. Это документы о работе комиссии по изъятию церковных ценностей в 1922 году, что так опустошила многие храмы страны (а Введенский собор оказался первым в списке чебоксарских культовых сооружений, где начали работать члены этой печально известной комиссии). А также каталог мастеров церковного искусства, работавших при возведении храма, которому, по словам историков, нет цены. Список мастеров наглядно показывает, из каких мест приезжали строители и иконописцы на строительство нашего храма. Местных фамилий в списке нет, да и не было тогда в Чебоксарах ни своей иконописной школы, ни церковных строителей. У исследователей есть лишь предположение, что местные на строительстве, конечно, трудились. Иначе откуда на ликах икон могли появиться столь знакомые волжские скулы?
«Я не первая говорю об этом соборе, – рассказывает А. Мордвинова. – До революции о храме постоянно упоминали деятели культуры и церкви. О храме писал известный искусствовед Алексей Некрасов, репрессированный в 30-е годы именно за профессиональную деятельность в области церковного искусства. Но собственно историей храма первым начал заниматься отец Илия (Карлинов). Его статьи о соборе появлялись в журнале Московской патриархии. Он поднял большой пласт. И в первую очередь спасибо ему. Меня постоянно консультировали и в нашей епархии».
Иерей Сергей Пушков, пришедший на презентацию поблагодарить создателей книги от имени митрополита Чебоксарско-Чувашской епархии Варнавы, в свою очередь, заметил, что мы часто не замечаем тех вещей, которые существуют вокруг нас. Мы всегда восхищались храмами Золотого кольца, Московского Кремля, Санкт-Петербурга, приходили в восторг от старинной архитектуры Рима или Праги. Но привычно проходили мимо своих шедевров. А Введенский собор – это ведь в первую очередь один из первых форпостов русской культуры и православия в городе. И, по старинному преданию, пока в главном соборе находится икона Владимирской Божией Матери, с которой 450 лет назад святитель Гурий прошел вокруг города крестным ходом и которой освятил место будущего собора, нам ничего не страшно. Представитель епархии уверен, что храм способен сплотить вокруг себя разобщенное общество. И данная книга делает первый шаг в этом направлении.
Директор научно-производственного центра «Наследие» Николай Муратов, однако, напомнил и о «материальной жизни» собора. Последняя реставрация настенной росписи здесь проводилась в конце семидесятых годов. Но катастрофические последствия подвижки грунта сказались не только на фундаменте – стали разрушаться и росписи. На этот период основной объем работ по укреплению стен выполнен. А вот осуществить реставрацию лишь предстоит. Сейчас северная стена храма словно пронзена молнией – так выглядит заделанная алебастром трещина. И, конечно, это весьма негативно действует на молящихся. Хорошо, что надежды на то, что храмовая живопись будет восстановлена, весьма основательны. Вопрос о выделении средств на такую реставрацию уже решен.
Вот такие далеко не искусствоведческие проблемы всколыхнула книга об архитектуре и особенностях росписи главного чебоксарского храма. Раскрыты далеко еще не все тайны. Главными из них так и остались и имя зодчего, и точная дата строительства Введенского собора. Но, как говорится, продолжение следует.

Опубликовано: 19 февраля 2009 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.