Друзья и коллеги по работе знают Сергея Никитина как вузовского преподавателя, сотрудника института общей физики Российской академии наук и вообще как человека положительного. А юристы одной из компаний мобильной связи пытаются взыскать с него крупную сумму за звонки на какие-то сомнительные номера вроде «Мегапортала фантазий».
И представляют в качестве доказательства распечатку телефонных соединений. Но платить по счетам ученый категорически отказывается, что заставляет подозревать в нем субъекта не только озабоченного, но и крайне скупого. Где же истина?
По словам самого Никитина, все его неприятности начались 7 декабря 2006 года, когда в салоне чебоксарского троллейбуса у него похитили сотовый телефон.
– Живу я в Москве, но часто приезжаю в Чувашию, – рассказывает Сергей Иванович. – Даже купил здесь, в Доме мод, сим-карту ОАО «Мобильные ТелеСистемы», чтобы звонить на местные номера. Вот и в тот злополучный день был в Чебоксарах в командировке. Пропажу я обнаружил почти сразу. Отправился в торговую точку, где покупал сим-карту, однако там сказали, что помочь ничем не могут, и предложили позвонить в головной офис ОАО «МТС». Позвонил, меня выслушали и ответили, что из московского офиса заблокировать телефонный номер в Чебоксарах нельзя. Но ничего, мол, страшного – потерять я могу самое большее 150 рублей, которые на тот момент находились на счету, потому что в моем договоре предусмотрен не кредитный, а авансовый метод расчетов.
Срок командировки уже подходил к концу, и Никитин с таким раскладом смирился – сел в поезд и отправился домой. Заявление в милицию о краже телефона он написал только через пару недель, когда приехал в Чебоксары снова. Милиционеры, как положено, завели уголовное дело и принялись искать похитителей. К сожалению, безрезультатно.
Представьте себе удивление Сергея Ивановича, когда на его домашний адрес заказным письмом пришел счет из телефонной компании. А в нем – настоятельная просьба погасить образовавшуюся задолженность в сумме 4024 рубля с копейками. Не чувствуя за собой никакой вины, оплачивать его Никитин не стал. Но еще через некоторое время тем же манером получил уже другой документ – судебный приказ с требованием вернуть долги связистам.
Пришлось принимать меры – писать объяснительную, что телефон украли и он находится в розыске. Судебный приказ был отменен, но связисты составили исковое заявление с теми же требованиями. И вот на днях после долгих разбирательств ответчик получил на руки судебное решение – с него взыскивается не только вся «телефонная» задолженность, но и расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей. Юристы телефонной компании заявили, что при краже сотового телефона абонент был обязан немедленно письменно сообщить об этом оператору связи в Чебоксарах. А то, что в договоре предусмотрена авансовая форма оплаты, по их мнению, особого значения не имеет – в Правилах оказания услуг подвижной радиотелефонной связи в таком случае предусмотрена и возможность кредитования клиента. Мировой судья прислушался к этим аргументам…
– Я обращался на стойку МТС в Доме мод, где покупал сим-карту, звонил в московский офис компании, но мою «симку» так и не заблокировали, – возмущается Сергей Иванович. – А ведь в договоре не сказано, что заблокировать ее можно только в Чебоксарах, и только по письменному заявлению. Кроме того, там есть лишь адрес чебоксарского офиса, но нет ни часов работы, ни местных телефонных номеров. Телефон вообще указан только один – московский. Да, в договоре не написано, что оператор обязан отключить абонента в случае отсутствия денег на счету, это его право. Но чем тогда авансовый метод расчета отличается от кредитного? На суде я пытался выяснить у представителя телефонной компании, какой должна быть задолженность, чтобы номер заблокировали, однако ответа так и не получил. По моим прикидкам, за расчетный период, то есть за месяц, по украденному телефону можно «наговорить» почти на два миллиона. Мне что, в таком случае, квартиру пришлось бы продавать, чтобы расплатиться со связистами?
Непонятно Сергею Ивановичу в этой истории и многое другое. Например, почему в рамках уголовного дела так и не нашли ни телефона, ни его похитителей. Ведь они звонили не только на короткие номера пресловутых «Мегапортала фантазий» или викторины «Формула-1», но и на чьи-то сотовые телефоны. Неужели на воров нельзя было выйти через знакомых? Мириться с несправедливостью он не собирается и твердо намерен оспорить судебное решение в вышестоящей инстанции.
Но вот будет ли толк? По словам юриста республиканской общественной организации «В защиту прав потребителей» М. Выростайкиной, такие недоразумения вовсе не редкость. И практически всегда операторам сотовой связи удается взыскать долги с абонентов. Даже довольно сомнительные.
– Слово «вправе» в договоре оставляет связистам свободу выбора, они знают, что все равно получат свои деньги, – говорит Марина Юрьевна. – Правда, некоторые операторы указывают телефонный номер, по которому в случае утери или кражи телефона можно позвонить не только днем, но и ночью, назвать свои паспортные данные и заблокировать сим-карту. Клиентам других компаний имеет смысл еще раз перечитать свои договоры и сделать выводы…
Опубликовано: 17 февраля 2009 г.
Тэги:
Без рубрики
Без рубрики