Еще недавно рекламный суперсайт по проспекту Тракторостроителей запросто можно было углядеть за версту не только днем, но и ночью. Однако сейчас после наступления сумерек гигантская стела погружается во тьму — прожектора, установленные вокруг нее, не работают.
Ни кризис, ни вандалы здесь ни при чем — громадину отключили инспектора по учету энергии. Оказалось, что кабель от сооружения шел прямиком… к общедомовому прибору учета дома №17/25 по проспекту Тракторостроителей.
— Бдительность проявили жильцы дома, к счетчику которого подключили рекламный щит, — говорит Владимир Шестопалов, начальник энергоинспекции управления по учету энергии компании «Коммунальные технологии». — Горожан насторожили резко поползшие вверх цифры за электроэнергию в расчетках. Инспекция сейчас ищет виновников, которые взялись самовольно продавать энергию юридическим лицам.
Еще одно такое «панно», рассчитанное на «халявную» энергию, обнаружилось на Московском проспекте, 8. На торце здания одна из столичных фирм разместила каркас рекламного щита. Но когда дело дошло до проводов, на пути встала инициативная группа жильцов дома, говорит Владимир Шестопалов. Люди без долгих разговоров позвонили в администрацию города и в энергоинспекцию. То, что подводку протянули без необходимых согласований, выяснилось сразу — никаких документов на нее «рекламщики» предъявить не смогли. Причем кабельную линию проложили так скверно, что могло произойти возгорание. Пришлось провод попросту отрубить. А остов щита так и остался висеть на фасаде дома. Хотя его владельцы могли действовать законно — получить техусловия, разработать проект на электроснабжение, установить свой электросчетчик и заключить договор с энергосбытовой компанией.
Сегодня все чаще жильцы многоквартирных домов просят проверить правомерность подключения к электросетям нежилых помещений на первых этажах. Горожане справедливо просят разобраться, имеются ли у офисов, магазинов и парикмахерских собственные электросчетчики, безопасно ли они подсоединены к линиям, имеются ли договоры на электроснабжение.
К примеру, совсем недавно обратились чебоксарцы, проживающие по ул. Ашмарина, 36 и Волкова, 8. Проверки, проведенные по этим адресам, показали, что, действительно, фирмы, находящиеся в нежилых помещениях зданий, запитаны через общедомовые счетчики и подключены в неустановленном порядке.
Фактов самовольного подключения предприятий к вводным устройствам жилых домов немало. В списке не только магазинчики, встречаются и сауны на электротэнах. Эти «прожоры» запросто сжигают за счет жильцов по 7-8 тысяч рублей в месяц. Вот, например, одна из них расположилась в пристрое жилого здания по Кукшумской, 9. Здесь запитаны устройства мощностью в 48 кВт. В случае аварийной ситуации жильцы этого дома могут остаться без электроэнергии.
Есть в «черном списке» и сотовые компании. Один из операторов, действующих в Чебоксарах, незаконно подключил к городским энергосетям две базовые станции.
Беспорядок с подсоединениями начался еще в 1990-х годах. Энергия тогда стоила копейки, и никто из горожан не обращал особого внимания на торговые точки на первых этажах или коммерческие палатки у подъезда. А предприниматели в свою очередь не «заморачивались» с техусловиями — шли в ЖЭУ и легко договаривались с электриками.
Сегодня, в эпоху развитых рыночных отношений, каждый стал платить за энергию сполна и, понятное дело, оплачивать чужие траты не хочет. Вот и всплывают то здесь, то там «левые» подсоединения. Такие «врубки» вредны не только тем, что из-за них чебоксарцы платят лишнее. Электросети большинства многоквартирных домов не рассчитаны на дополнительную нагрузку, так что случаются пожары в электрощитах. На днях сгорели такие устройства в домах на проспекте Ленина, 27 и 35.
Есть у самовольных подключений и еще одна негативная сторона. Дело в том, что обслуживающая организация, взявшаяся самовольно продавать энергию арендаторам и хозяевам нежилых помещений, по существу, наносит ущерб бюджету столицы. Ведь в этом случае электричество зачастую реализуется юридическим лицам по тарифам для физических лиц. В итоге энергосбыт недополучает прибыль, а значит, меньше налоговых отчислений и в казну муниципалитета.