Четыре года назад ушел из жизни ее 92-летний муж, Илья Харитонов — чуть-чуть не дожили вместе до золотой свадьбы. В последнее время все чаще, когда не спится, лезут в голову думы о былом. Агафье Никитичне есть что вспомнить и хочется рассказать, что пришлось испытать поколению, которому уже за девяносто.
Родилась Агафья в Моргаушском районе в трудное для страны время — шел 1919 год. Ни одежды, ни еды. С детства девочка могла делать все — следить за хозяйством, сеять, убирать, шить, вязать, как и две ее старшие сестры. Отдыхали девочки, сидя за прялкой, когда ткали холсты. Отец, по профессии плотник и столяр, часто брал ее с собой на работу, она подавала ему гвозди, ножи, стамески. Революция, коллективизация, голод — все эти события пришлись на детство Агаши. По окончании семилетки начала работать в колхозе, ткать из мочала кули для хозяйственных нужд.
В 1941 году почти все мужское население забрали на войну. В августе пришла пора девушек — всех работоспособных мобилизовали в деревню Сар-Ял Ядринского района на строительство противооборонительных объектов. Работали по 12-16 часов в день: рубили топорами лес для сооружения блиндажей и бомбоубежищ, копали лопатами траншеи под противотанковые рвы и окопы. Ни о какой спецодежде не шло и речи: на ногах лапти и портянки, на теле — кафтаны с рукавичками собственного изготовления. Лаптей хватало на неделю, а новые купить не на что — приходилось латать. Жили на частных квартирах по 5-6 человек, спали на полу, постелив кафтаны. Ели сухари, запивая водой, варить картошку не было сил — выматывались на тяжелой работе.
В марте 1942 года Агафье вручили повестку. В Сундырском военкомате ей объявили, что она зачислена в запасной телеграфный полк и в ближайшее время будет отправлена на фронт. Двенадцать девушек посадили на пароход и доставили в Чебоксары. Две недели девушки строем ходили под барабан и ждали отправки на войну. Но потом командир объявил, что всех отправляют на завод 320, что на Чапаевском поселке.
На военном заводе Агафья работала весовщицей. Насыпать составы — трудная и ответственная работа, ошибиться нельзя на ни йоту — иначе всякое могло случиться. До сих пор Агафья вздрагивает при вспоминании о том, как однажды пришла на работу во вторую смену и увидела, что мастерскую разворотил взрыв — куски тел двух погибших девушек были разбросаны по сторонам.
После основной работы выполняли подсобные дела — расчищали снег, разгружали вагоны, прокладывали рельсы для вагонеток. Часто посылались за Волгу на торфяные работы. Жили в бараках по 12 человек в комнате. Но несмотря ни на что, мечтали о будущем и свято верили в Победу.
Когда заканчивалась субботняя, короткая, смена, она шла пешком домой в Моргаушский район. До Ишлей шли компанией, а там все расходились в разные стороны. Агаша шла всю ночь, к утру приходила к маме, которая старалась к приходу дочки испечь пироги с картошкой. Агаша брала пироги и шла назад на завод. Сейчас, вспоминая это, Агафья Никитична говорит: «Вот какая я была сильная». В наследство от этих походов достались тете Агаше натруженные вздутые вены на ногах.
После войны Агафью перевели в тарный цех станочницей деревообрабатывающих станков. Запах свежей стружки напоминал ей об отце и доме. Частенько ее посылали в механический цех точить инструменты — сверла, стамески. Помогал ей в этом токарь Илья Харитонов, холостой парень. Начальник, быстро оценив ситуацию, сказал своему работнику: «Ходит к тебе девушка, а ты и не замечаешь». Так их и сосватали.
Поженившись, супруги сначала жили в деревянной двухэтажке на улице Чкалова (сейчас это Коллективная). Здесь родились трое детей — две девочки и сын. Муж много занимался общественной работой — ДНД, совещания. А дома руководила Агаша. В квартире всегда было светло, уютно и радостно от множества веселых подушечек, вышитых картин на стенах, домотканых половичков и ковриков. Агафья любила вышивать и охотно обучала желающих. Даже жена директора завода И.А. Захарцева ходила к ней брать уроки вышивания.
Дочери вспоминают, что родители никогда не ссорились. Когда у мамы было плохое настроение, она начинала петь «Ой ты, рожь, хорошо поешь…» и обязательно что-нибудь делала: стирала, вязала, вышивала, шила. Никогда не грустила и не сидела без дела.
Только в 1966 году ушла на заслуженный отдых Агаша Харитонова, а муж Илья трудился до 1975 года. Трое детей выросли хорошими людьми. Старшая дочь Света сейчас уже на пенсии, средняя, Валя, трудится в отделе главного метролога, брат Владимир после «мореходки» остался в Калининграде. Продолжая традиции семьи, уже третье поколение трудится на Чапаевском заводе. Внуку Анатолию Егорову, энергетику ПРТИ, недавно вручили сертификат на получение стипендии Президента Чувашской Республики «За особую творческую устремленность». Жена Анатолия трудится здесь же, в объединении, в отделе главного энергетика. В молодой семье в прошлом году появился на свет маленький Ваня. А всего у Агафьи Никитичны пятеро внуков.
Бабушка живет одна, но дети и внуки забегают не каждый день. Любимая еда Агафьи — молоко, особенно — кисломолочные продукты, которые она сама делает. А вот насчет спиртного — строгое табу, никогда не увлекалась. Несмотря на то, что тете Агаше сегодня исполняется уже девяносто годков, ни одного дня без рукоделия она прожить не может. Даже прихватки кухонные и те обязательно красиво обошьет, напевая при этом: «Ой ты, рожь, хорошо поешь…».
Галина ГАЛОЧКИНА.