Театр начинался с любви Ивана Грозного

85 лет назад спектаклем «Василиса Мелентьева» А.Н. Островского в Чебоксарском народном доме Русский драматический театр открыл свой первый театральный сезон. Поэтому весь нынешний сезон РДТ проводит под знаком этой даты. А начиналось все с драматического кружка, основанного актером Александринского театра Иваном Слободским.
Инициативу создания профессионального театра проявили артисты, работавшие с Иваном Андреевичем в драматическом кружке. С открытием занавеса 14 декабря 1922 года начинается история Русского драматического театра в Чувашии, куда Слободской постарался привнести лучшие традиции петербургской Александринки и более чем двадцатилетний опыт работы в столичных и крупнейших провинциальных театрах России. Поначалу театр существовал как русская труппа при Чувашском драматическом театре, то есть был его филиалом.
В газете «Чувашский край» буквально в день открытия театра был опубликован его репертуар на весь сезон. Однако почему для первой постановки была избрана «Василиса Мелентьева», громоздкое произведение в стихах, написанное А. Островским совместно с С. Гедеоновым, где появляются и Иван Грозный, и князья, бояре, и Годунов с Малютой Скуратовым, не осталось внятных свидетельств. Подробностей самой постановки история также не сохранила. Понятно только, что эта «многолюдная» пьеса помогла Слободскому занять всю новоиспеченную труппу.
Старейший артист Русской драмы Александр Дуняк в дневнике, еще ждущем своего издателя, самого Слободского описывает как человека небольшого роста с приятным баритональным голосом, актера и педагога милостью божьей. «Немалую дозу его влияния впитал каждый из нас, делающий в 30-е годы свои первые шаги на сцене», — вспоминает Александр Александрович. Слободской непревзойденно играл трубача Гаврилу в «Егоре Булычеве», заглавную роль в «Женитьбе Бальзаминова», Шмагу в «Без вины виноватых». На своем юбилее, в 1934 году, Слободской блеснул в роли Расплюева. А генерала Марева в «Чапаеве» играл так, что не оставалось никакого сомнения, что перед вами дворянин, «белая кость».
На самом деле Иван Андреевич был из старинного купеческого рода Кукарниковых. Театральный псевдоним Слободской он взял, уже работая в Александринском театре. До увлечения театром, еще как Иван Кукарников, он так же увлеченно писал стихи. Сто лет назад в Казани был даже выпущен его поэтический сборник. История его семьи трагична и показалась бы неправдоподобной в любое другое время. Но 20 век был щедр на подобные жизненные повороты. Отец Ивана Слободского Андрей Иванович Кукарников возглавлял сразу две правомонархические организации — «Общество церковных старост и приходских попечителей города Казани», а также Боголюбский отдел Союза русского народа. Этот человек являлся весьма яркой и харизматической личностью, хорошо известной не только ярым монархистам. Кукарников много сил положил на православное образование и строительство церквей в губернии. Об этом можно прочесть на сайте Православного информационного агентства «Русская линия». Но он не мог себе даже представить, что труды всей его жизни будут в мгновение ока сметены с лица земли, монархия падет, а его дети станут кто новомучеником, а кто актером.
Иван Слободской приехал в Чебоксары не на пустое место. Дети купца Кукарникова почти все перекочевали в этот город Казанской губернии. До революции здесь жил с семьей брат Ивана Слободского, священник Александр Кукарников, жизнь которого оборвалась в 1937 году. Сестра Агриппина была монахиней. В Чебоксары, видимо, к брату Ивану, она приехала после длительной ссылки из Архангельской области, куда ее отправили после ареста за «участие в контрреволюционной организации, антисоветскую агитацию и собирание денег и продуктов для арестованных». Затем бывшая монахиня работала в регистратуре одной из чебоксарских поликлиник. По сведениям из некоторых источников, ее таинственная кончина также датируется 1937 годом. Сам же Слободской уезжает из Чебоксар в 1935 году и поступает на работу в театр Тюмени.
В 1937 году руководителем сразу двух театров в Чебоксарах, куда он приехал по приглашению дирекции театров республики, а с 1940 года главным режиссером Русского республиканского драматического театра становится Евгений Токмаков. Это был выпускник студии при театре им. В. Комиссаржевской и актер МХАТа, который за 14 лет своей работы сумел создать здесь неповторимую театральную среду, что до сих пор называют «золотым веком» РДТ. Затем в театр пришли Виктор Романов, Аркадий Бирюков, Виталий Меньших, Марк Зильберман, Владимир Гришанин. Обо всех этих режиссерах в театре вспоминали в театральной гостиной 18 декабря, на встрече со зрителями корифеев театра. Но первым в этой когорте навсегда останется купеческий сын, оставивший ради театра все другие радости и горести мира, — Иван Слободской.

Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.