На поддержку надейся, но сам не плошай

Экономическая ситуация пока не улучшается, а даже, как и ожидалось, ухудшается. Особенно на рынке труда, что стало главным предметом обсуждения на последнем заседании Комиссии по повышению устойчивости развития республики. Что тут предпринимается правительством и самими предприятиями и организациями, что нас ждет дальше – об этом наш корреспондент беседует с министром экономического развития и торговли И. Моториным.
– Наши прогнозы – в их прагматическом варианте – на январь, к сожалению, подтвердились. Объемы промышленного производства, по оперативным данным, сократились процентов на 10 к январю 2008 года, – говорит Иван Борисович. – Безусловно, повлияли новогодние каникулы, на некоторых предприятиях их еще и продлили, на других перешли на укороченную рабочую неделю. К концу года кое у кого скопилось немало нереализованной продукции, вот и пришлось встать. Но к началу второго квартала, думается, обстановка должна измениться в лучшую сторону, ожидается увеличение заказов.
– Работает антикризисная комиссия. Добилась ли она каких-то очевидных результатов?
– Как вы знаете, комиссия работает по всем направлениям – в промышленности, АПК и так далее. На каждом ее заседании разбирается положение в конкретной сфере либо конкретная ситуация, после чего Президент дает четкие, очерченные по срокам исполнения поручения. А как строго глава республики спрашивает за реализацию таких поручений – известно…
На последнем заседании речь шла о занятости. Уровень безработицы на 4 февраля превысил уже 2 процента, тогда как на 1 января было 1,7. Разработана республиканская программа занятости населения, а также соответствующие отраслевые программы. Речь идет об опережающем профессиональном обучении, создании временных рабочих мест, адресной помощи, поддержке малого предпринимательства. Что касается переобучения, то имеется в виду переквалификация не только уже состоявшихся безработных, но, главным образом, еще работающих, кто вскоре может остаться невостребованным на прежнем месте, зато придется ко двору на другом или внутри своего предприятия. Адресная поддержка – это, прежде всего, пособия по безработице, максимальное – 4900 рублей. В другой ситуации сумма, конечно, не ахти какая. Но нынче не такая уж и мизерная, и получают ее отнюдь не единицы. Точечную поддержку в виде различных грантов, субсидий по кредитам могут получить и бизнесмены.
– У некоторых складывается впечатление, что менее всего проблема безработицы касается села. В Мариинско-Посадском районе, к примеру, из почти трехсот безработных лишь 70 – из сел и деревень. И в других районах картина похожая. То есть сельский житель (нормальный, работящий) по определению не должен и даже не может остаться без работы, когда у него есть земля, скотина, – вот вам полная самозанятость. Да и по данным Минсельхоза, в этом году намечается сокращение всего-то полторы сотни человек во всем АПК республики.
– Не могу с вами полностью согласиться – не забывайте о сельских жителях, работавших за пределами республики и теперь бригадами возвращающихся домой. Куда их девать? Поэтому в программе сельской занятости, подготовленной Минсельхозом, имеется отдельное направление по обеспечению работой бывших вахтовиков. Не все из них наверняка захотят и просто способны заниматься личным подворьем с должной отдачей.
– Согласен, но у городского рабочего вообще нет такой возможности. На селе же много хозяев, которые и до кризиса не помышляли ни о какой вахте, добывая своим трудом денег в разы больше. 
– Это не подвергается сомнению, пусть бывшие вахтовики берутся за подворье. А задача местной власти – помочь реализовать их продукцию.
– Что у нас, Иван Борисович, с федеральной помощью так называемым системообразующим предприятиям, которым она была обещана. Сначала – наиболее крупным, потом Президенту республики удалось добиться включения в этот список еще нескольких. Время-то идет, положение усугубляется…
– На сегодня такая помощь до предприятий пока не дошла. Это связано с тем, что до сих пор не вышло соответствующее постановление федерального правительства. Со своей стороны, мы подготовили и отправили все необходимые документы. Предприятия пока остаются в режиме ожидания. Некоторые, тракторный завод например, пытаются искать, где, в каких департаментах федеральных министерств и ведомств решаются их вопросы.
– Хорошо, антикризисная комиссия работает. Ну а сами предприятия что делают, кроме того что сократили людей и ждут лучших времен? На днях побывал у директора одного завода, где из двухсот человек осталась пятая часть. Однако по внешнему виду руководителя не скажешь, что он пребывает в бессонном поиске заказов, путей выхода из кризиса. Весь так и светится благополучием…
– Есть такие, допускаю. Но есть и те, кто, предвидя кризис, еще прошлым летом оптимизировал численность персонала и заложил основу для реального освоения достаточно крупных проектов. Тот же тракторный завод, запустивший в производство сельскохозяйственные тракторы и переориентировавшийся на внешние рынки, или «Промтрактор-Вагон», приступивший недавно к выпуску вагонов нового поколения по гарантированному заказу железнодорожников. Или взять Волжскую текстильную компанию… Находясь тоже не в легком положении, она открывает новые сбытовые сети. На прошедшем заседании комиссии от менеджеров этих предприятий не пришлось слышать жалобы, просьбы, ибо они понимают: на правительство надейся, а сам не плошай.

Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.