Плотина против стихии

ГРОЗИТ ЛИ ВОЛГЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ СЦЕНАРИЙ? 

10192-2Второй месяц страна с тревогой и сочувствием следит за дальневосточным наводнением. Для нас, живущих на Волге, да еще рядом с ГЭС, на берегу огромного водохранилища, эта тема особенно актуальна. Так кем же при возможном наводнении могут стать гидростанции для людей – друзьями или врагами?

ОПАСНОСТЬ НЕВЕЛИКА, НО НАДО БЫТЬ НАЧЕКУ
Уровень воды в Волге, как и в остальных реках, не всегда бывает «нормальным», утверждает начальник департамента управления режимами ОАО «РусГидро» Тимур Хазиахметов. К примеру, на Зейском гидроузле, что в зоне дальневосточного наводнения, раз в десятилетие «столбик» уровня зашкаливает за красную черту. На Волге в последние годы наблюдается маловод­ный цикл, что, впрочем, не устраняет вероятность резкого притока. Причем уже не только весной, но и осенью, и даже в декабре.
ГЭС, в том числе Чебоксарская, с системой инженерной защиты и сооружений позволяют удерживать безопасный уровень воды. Состояние плотин ежедневно контролируется по множеству параметров, практически весь год соответствующие службы находятся в состоянии высокой готовности. И пока ни одна из плотин в этом плане не дала сбой.
О том, грозит ли волжским берегам катаклизм по типу дальневосточного, и о роли ГЭС в его предотвращении шла речь на заседании «Школы гидроэнергетики» для журналистов под эгидой «РусГидро». Как отметил Тимур Хазиахметов, наводнение вроде нынешнего на Амуре произошло более двухсот лет назад.
На Волге большой приток воды наблюдался в 1979 году, однако мало кто тогда это ощутил. Тем не менее к такому паводку надо быть всегда готовыми.
Что же нужно предпринять, чтобы минимизировать последствия возможных водных катаклизмов? По мнению Хазиахметова, прежде всего необходимо наладить надежную систему гидрометеорологических наблюдений. Существующие методики не позволяют получить точный прогноз, какая вода ждет нас весной. Нынешние прогнозы – это не более чем штормовые предупреждения. Необходимо также увеличивать аккумулирующие емкости гидроузлов.
Как отметил главный инженер Чебоксарской ГЭС Евгений Щегольков, у станции сегодня нет возможности для паводковой «сработки» и аккумулирования избытков воды в половодье, поскольку ГЭС эксплуатируется в непроектном режиме на отметке 63 метра. Сколько воды приходит к гидроузлу, столько и сбрасывается в нижний бьеф. Ввиду этого возможно подтопление и даже затопление домов в марийском поселке Кокшайск, а также остановка навигации в шлюзе при достижении отметки 63,75 метра. Но во время половодья делается все возможное для смягчения его последствий.
Следует обратить внимание и на незаконную застройку в бьефах ГЭС, принявшую массовый характер. Как показывает наводнение на Дальнем Востоке, больше всего пострадали именно такие постройки, возведенные в зоне прогнозируемого затопления.
Необходимость подъема уровня воды до проектной отметки 68 метров с сопутствующим строительством новых инженерных защитных сооружений диктуется в том числе соображениями безопасности в случае крупных паводков. Иначе может произойти трагедия, считает заместитель генерального директора ОАО «Инженерный центр энергетики Поволжья» Алексей Давыдов.

ВАЖНЕЙ ВСЕГО ПРОГНОЗ ПОГОДЫ
Впрочем, вероятность повторения дальневосточного сценария в нашей рес­публике, по словам начальника отдела гидрометеорологического обеспечения Чувашского гидрометеоцентра Марины Китарьевой, «очень и очень мала». Прежде всего, в силу разницы климата: у нас – континентальный, там – муссонный. Хотя и у нас в первой декаде нынешнего сентября в Чебоксарах выпало пять норм осадков, а в Алатыре – восемь. Уровень воды у города повысился на 70 см. Сместился и период наиболее обильных снегопадов – с января­февраля на март, на самое начало половодья.
При большом снеге подъем воды в апреле может быть очень резким, на Цивиле – до двух с половиной метров за сутки. На Суре в районе Алатыря и Порецкого подтопление в последний раз наблюдалось в 2001 году. Ну а самое крупное наводнение в Чебоксарах было в мае 1926 года, когда вода поднималась на 14 метров.
Вообще же обильность весеннего половодья и соответственно опасность наводнения в наших условиях зависит прежде всего от количества выпавшего снега.

НАДЕЖНОСТЬ «ЧРЕЗВЫЧАЙКИ»
«Конечно, мы готовы к самому неблагоприятному сценарию на Волге, и сил, и средств у нас достаточно, чтобы противостоять ему», – заверил начальник Главного управления МЧС России по Чувашии Станислав Антонов. А далее напомнил, что подтопление возможно не только из­за сильного паводка, но и из­за того, что не все добросовестно чистят сливные каналы и обыкновенные канавы во дворах. В республике также немало гидротехнических сооружений, возведенных еще в советское время и потом заброшенных. Они тоже несут определенную угрозу, поскольку не пропускают воду в нормальном режиме. В последнее время эти сооружения обследуются специалистами управления. Но если на них случатся аварии, то суммарно могут пострадать более двух тысяч человек в пятнадцати населенных пунктах, подсчитали в управлении.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.