Комиссия Ростехнадзора поставила точку в расследовании причин аварии, которая произошла на «Химпроме» в цехе № 58 в минувшем декабре.
Как сообщала «СЧ», в цехе № 58 произошел выброс в атмосферу нескольких кубов хлора. Жителей города попросили временно посидеть дома и закрыть форточки. По выводам комиссии, загазованной хлором оказалась не только территория промплощадки предприятия, но и часть микрорайона Иваново. Экономический ущерб от аварии составил 98,13 тысячи рублей.
Для «Химпрома» выброс хлора почти что «стандартная ситуация», по крайней мере, такую успокоительную информацию получали оттуда журналисты. А сейчас выяснилось, что и причины последней аварии из серии «стандартных», уже набивших оскомину всяким проверяющим. Хлорный трубопровод в декабре недостаточно обогревался, что и привело к частичной конденсации газообразного хлора. А должностные лица и технический персонал цеха «недостаточно» контролировали технологическое состояние оборудования и трубопроводов в зимнее время, нормы технологического режима. В рабочей инструкции «недостаточно» был расписан «зимний» технологический процесс запуска схемы производства хлорированных парафинов.
Хотя печальные уроки уже были. С 2004 по 2007 год в связи с авариями, приведшими к гибели и серьезным травмам людей, по данным прокуратуры, было возбуждено несколько уголовных дел с доведением их до суда. К примеру, в 2006-м в ходе аварии на хлорном производстве в цехе № 53 отравились семь человек. И 14-летний горожанин, который вышел погулять во двор, надышался и попал в реанимацию. В сентябре 2007-го в одном из цехов произошел взрыв с выделением в атмосферу сероводорода и других загрязняющих веществ, превысивших допустимую концентрацию. Шесть человек получили сильные термические ожоги и травмы. Основные причины ЧП, по выводам прокуратуры и Ростехнадзора, – грубейшие нарушения правил технической и промышленной безопасности, охраны труда со стороны должностных лиц, их бесконтрольность. Виновные в тех авариях (как правило, руководители среднего звена) наказаны по судебным приговорам.
И по последнему ЧП (слава богу, обошлось без жертв) определили ответственных за допущенную аварию. «Стрелочников» найти нетрудно. Куда сложнее, выходит, искоренить причины аварий, хотя они, как и люди, тоже на виду, да еще и «долгожители». В позапрошлом году прокурор Новочебоксарска (ныне бывший), комментируя сентябрьский взрыв, очень сожалел, что меры прокурорского реагирования по прежним фактам ЧП, уговоры и призывы соблюдать требования законодательства, уголовные дела, суды, неоднократные и административные, и дисциплинарные наказания руководства существенного результата не дали. В том же году высказывались намерения действовать более жестко, вплоть до применения «крайней меры» – приостановления опасных производств, если они не соответствуют требованиям технической безопасности. Но, видно, непростое это дело. Почти такое же нелегкое, как призрачные мечты навести порядок на предприятии (да еще на таком нерядовом, как «Химпром»), где гендиректора меняются как перчатки.
Нарушение техники безопасности приводит к авариям с выбросом опасных веществ и на других предприятиях. В сентябре прошлого года случился выброс аммиака при ремонте трубопровода в цехе мороженого на чебоксарской маслосырбазе. Несколько рабочих получили серьезные ожоги, один наладчик оборудования, как следует из материалов следствия, ослеп. Причины аварии уже известны – бесконтрольность хода работ на опасном производстве, нарушение правил охраны труда. Комиссия установила, что не соблюдался порядок организации и безопасного проведения газоопасных работ, не был оформлен наряд-допуск на их производство, к ремонту трубопровода допустили наладчиков, которые не были специалистами в этом деле. Отвечать за аварию и последствия придется главному инженеру предприятия и начальнику компрессорного цеха. Чебоксарский межрайонный следственный отдел при прокуратуре предъявил им обвинение в нарушении правил охраны труда.
Не исключено, что материалы по последнему инциденту на «Химпроме» также пройдут через следственный отдел для выяснения – есть ли состав преступления в действиях тех, кто виноват в произошедшем. Управление Ростехнадзора по Чувашии сообщает, что разработаны меры «по недопущению в дальнейшем подобных происшествий». Время покажет, насколько они эффективны.
Неплохо, если бы они предусматривали более жесткую меру ответственности за аварии и любые несчастные случаи на производстве непосредственно руководителей предприятий. Мастера, инженеры, начальники производств, рядовые исполнители работают спустя рукава там, где это дозволяется, и вряд ли кто с этим будет спорить. Но пока что первые руководители в большем случае отделываются административным взысканием. Или штрафом. К примеру, как начальник перекачивающей станции – виновник последствий разлива неф-тепродуктов на нефтепроводе «Альметьевск – Нижний Новгород».
Между тем ситуация с травматизмом на производстве не такая уж безоблачная, и все больше по причине разгильдяйства ответственных лиц, вернее, безответственных. По данным Госинспекции труда, в прошлом году расследовано 209 несчастных случаев на производстве (в том числе свыше десяти групповых), погибло 32 человека, 109 причинен тяжкий вред здоровью. Особый приток несчастий дает строительная сфера. Как видим, от качества обеспечения условий и охраны труда на промышленных объектах зависит не только здоровье людей, но зачастую и их жизнь. А по закону именно работодатель в ответе за тех, кого принял на работу, за экологическое благополучие жителей городов и сел.
Опубликовано: 4 февраля 2009 г.
Тэги:
Без рубрики
Без рубрики