С большой буквы «Ч»

Есть в Российской Федерации замечательный народ – чуваши. Рискну предположить, что это лучший народ в России. Люди с большой буквы «Ч». Поправка для юристов: если бы я сам был чувашом, то эти слова звучали бы как проявление экстремизма, но я не чуваш, поэтому мне можно.
Вы когда-нибудь слышали, чтобы чуваши устроили теракт? Или создали серьезную организованную преступную группировку? Или хотя бы занялись дискриминацией нечувашей? Для этого у них есть все возможности – как-никак чуваши составляют 68% населения своей республики, но почему-то не хотят они заниматься этим столь популярным в некоторых других регионах занятием.
Еще в Чувашии нет ярко выраженного этнического высокомерия. Хотя это вовсе не «мертвый народ». Чуваши обладают очень сильным национальным самосознанием, они хорошо говорят на родном языке, чтят традиции и имеют достаточно поводов для чрезмерной гордости. По данным последней переписи, это пятый по численности народ России после русских, татар, украинцев и белорусов. А уж историческое происхождение – самое что ни на есть уникальное. Чуваши – единственные живые носители булгарской группы тюркских языков. Они умудрились выдержать прессинг мусульманского влияния и не стали обращаться в ислам, когда это сделали многие окрестные народы. Остались верны своим языческим идолам во главе с божеством, носящим подозрительное название Тора. Вместе с тем чуваши сравнительно легко приняли христианство в XVIII–XIX веках и ничуть не жалеют об этом.
От Героев Советского Союза и России в списке почетных граждан республики рябит в глазах. Судя по этому списку, народ Чувашии лучше всего находит себе применение в самых честных, тихих и трудоемких профессиях: армия, спорт, наука. По части заслуг перед отечеством чуваши не уступят многим народам России, чьи названия звучат куда громче. Просто они не любят выставлять свои заслуги напоказ. Это скромные, невысокие, коренастые люди с татарским трудолюбием, финно-угорским спокойствием, кавказским чувством собственного достоинства и русским стремлением к правде. Даже скорее японским. У чувашей имеется даже свой аналог харакири – типшар называется. Дословно это слово переводится как «непреодолимая беда». Если чуваш видит, что мир рушится, кругом обман и бороться с этим цивилизованными мерами невозможно, он может взять оружие и пойти убивать – но не других, а себя. Эта смерть – доказательство своей правоты. Смерть как кровная месть – но не чужой, а собственной кровью. Смерть как победа. За свое представление о том, каким должен быть мир, ты платишь собственной жизнью, а не чужой. Все по-честному, все по-чувашски.
Я был в этой республике три раза и хочу еще. Чебоксары – тихий, уютный городок, в котором пахнет Белоруссией. Один из основных промыслов чувашей – хмелеводство, и это, кстати, многое объясняет. Хмель обладает успокаивающими свойствами, лечит нервную систему – из него даже валокордин делают. Хмелеводы всего мира по натуре своей люди добрые и уравновешенные. У какого еще народа вы найдете символику, на которой изображены не оружие или какой-нибудь хищный зверь, а всего лишь растение – веточка хмеля. В СССР, к примеру, эта республика обеспечивала более 60% потребности страны в этом продукте. Чувашские поля и сегодня уставлены шпалерами, по которым вьется лоза. Разумеется, в этом регионе делают замечательное пиво, которое почему-то все никак не пробьет себе дорогу на рынки крупных городов. Наверное, опять же в силу чрезмерной скромности и спокойствия тех, кто это пиво продвигает.
А вы знаете, что такое «албаебели»? А «евалат»? Тоже не знаете? Ну, тогда про «тыдындаракнар» я даже не спрашиваю.

Об авторе

Дмитрий Соколов-Митрич – обозреватель газеты «Известия», один из самых ярких журналистов России. Его коронные жанры – спецрепортаж, очерк, расследование, его территория исследования – вся Россия. Но за 13 лет постоянной езды по стране накопилось много неиспользованных наблюдений, впечатлений, соображений. Пока они окончательно не стерлись из памяти журналиста, он решил фиксировать их в серии колонок для деловой газеты «Взгляд». Автор трех документальных фильмов и пяти книг.

Это три стадии изготовления валенка. Последнее слово на букву «т» означает «придание формы». На этой стадии овечьей шерстью оборачивают специальное лекало и дают заготовке отлежаться. Затем будущий валенок замачивают в горячей воде, эта процедура называется «албаебели». Наконец, наступает черед операции «евалат» – это, собственно, и есть окончательное и беспощадное валенковаляние. Этим промыслом в Чувашии живет целый район – Цивильский.
«Я начал зарабатывать валенком, когда мне было 10 лет, то есть полвека назад, – рассказал мне житель села Таганы с типичнейшими чувашскими ФИО Иванов Иван Иванович. – Полвека валяю. Когда это здесь повелось? Сто лет назад, не меньше. При Сталине почти всех валенщиков раскулачили, при Хрущеве они опять появились. Только до перестройки мы не у себя это делали, а по домам ходили. Как печники. Нас приглашали, как почетных гостей, кормили, поили, платили».
Теперь чуваши делают валенки не для себя, а сплавляют на север нефтяникам. Работают почти круглосуточно, всей семьей. Зарабатывают очень хорошо, но ни за что в этом не признаются, потому что налоговая. Но самые крутые люди в валенковом бизнесе – шерстобитчики. Это посредники между овцой и тыдындаракнаром. Люди, которые вовремя догадались сделать станок для размягчения шерсти. С виду эти аппараты похожи на какое-то средневековое чудо механизации, но зато их хозяева – самые уважаемые во всей отрасли деятели. К ним – круглосуточные очереди и искреннее уважение. Чурачики, Вурумсют, Тиньговатово, Сюткасы, Поваркасы, Булдеево — жители всех окрестных деревень знают имена шерстобитчиков лучше, чем президента России. Вокруг домов этих людей всегда непролазная грязь, но они этому только рады.
«Это очень хорошо, что грязь, – просвещает меня знатный чувашский шерстобитчик Василий Петрович Петров. – Городские думают, что грязь – это признак запустения, а на самом деле это показатель экономической активности. Если в деревне нет асфальта, она просто обязана быть грязной. Потому что по мокрой земле ездят машины, тракторы, ходят люди, гадит скот. А если улица красивой травкой поросла, это значит, что ее жители за калитку выходят только за водкой и пенсией».
Ну все. Хватит хвалить чувашей. А то еще испортятся.
Сейчас меня, конечно, многие начнут ругать. Будут говорить, что кроме чувашей в России есть много других хороших народов. Особенно свой собственный народ – он же всегда самый лучший! И вообще, чего это ты вдруг хвалишь не ту нацию, к которой сам принадлежишь? Тоже мне безродный космополит нашелся.
А я и не спорю. Да, наверное, есть народы не хуже чувашей. Я даже уверен, что есть. Чего же я тогда до потомков булгар докопался? А для собственной пользы. Это у меня эгоизм такой. Хвалить свою кровь очень вредно, она от этого прокисает. А хвалить кровь чужую – лучшее средство от национального вырождения и межнациональной розни. Не верите? А вы попробуйте. Следующие за чувашами по алфавиту – чукчи. Они, кстати, сами себя называют вовсе не чукчами, а «лыгъораветлъан». «Настоящие люди».

Дмитрий Соколов-Митрич.
Газета «Взгляд».

Опубликовано: 29 января 2009 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

2 Ответы

  1. Какой интересный человек Митрич! И смелый человек.
    Кстати о чукчах. Их так ведь и не смогли прикрепить к России и соблюдать ее законы. Уж больно далеко живуть. Еще перед революцией главный чукча говорил: «Ну как там живет мой брат Николай?»

  2. «А если улица красивой травкой поросла, это значит, что ее жители за калитку выходят только за водкой и пенсией». — Что-то в последнее время и в городе подозрительно чисто…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.