Если минувший декабрь бил рекорды аномальных погодных температур, то нынешний январь для сельчан запомнится беспрецедентно низкими закупочными ценами на молоко. Хозяева личных подворий вынуждены продавать его в среднем по 7 рублей с полтиной – чуть ли не наполовину дешевле, чем в то же прошлогоднее время, когда цена кое-где доходила до 13,5 рубля. В Порецком районе, по данным заместителя главы В. Журиной, ежедневно на такой разнице сейчас теряется до 50 тысяч рублей, в месяц набегает порядка полутора миллионов. Это практически месячный фонд заработной платы работников АПК района.
В бидонах становится негусто
Такая закупочная цена – чуть ли не на уровне летней – для зимы считается, без преувеличения, беспрецедентной. Значительная часть буренок сейчас уходит в так называемый запуск – в «декретный отпуск», снижаются надои и у действующих коров. В итоге молока становится меньше, значит, оно должно подорожать, чего не происходит. Неизменно высокими цены остаются только в розничной торговле – в среднем 25 рублей за литровый пакет. Рассуждения о несуразной ценовой политике на молочном рынке, длящиеся не один год, уже в зубах навязли. Тем не менее ситуация для сельхозпроизводителей меняется не к лучшему, а, как видно, к худшему.
Два года назад в рамках аграрного нацпроекта стали создаваться сельскохозяйственные потребительские кооперативы по закупке сельхозпродукции – в пику стихийным частным перекупщикам, буквально обирающим крестьян бросовыми закупочными ценами. Немалые надежды возлагались на такие кооперативы, которые, с одной стороны, должны заинтересовать сельчан более высокими ценами, с другой, увеличить поступление налогов в местную казну. От перекупщиков ей ведь мало достается. Однако новая цивилизованная сбытовая структура, похоже, пока малозаметно стимулирует производителей продукции.
Один из первых таких кооперативов появился в Аликовском районе – его так и назвали: «Аликово – молоко». Создали его Наталья Сергеева с мужем Валерием. Наталья в свою бытность руководила местным молокоперерабатывающим заводом. В 90-е годы тот встал, оборудование растащили. Два с половиной года назад Сергеевы восстановили холодильные танки и стали закупать продукцию. Первое время дела шли неплохо. В позапрошлом году молоко, как и остальная сельхозпродукция, значительно подорожало. Без большого риска взяли солидный льготный кредит по нацпроекту на приобретение молоковозов. Да и в прошлом году предприятие было вполне рентабельным. Но в последнее время возникли проблемы, если и не ставящие пока под сомнение бизнес, то заставляющие серьезно задуматься.
«Аликово – молоко» обслуживает около 60 населенных пунктов – почти половину района. Каждое утро молоковозы кооператива объезжают клиентов, забирая в определенных точках продукцию, затем сливают ее у себя в охладительные танки. Литр закупают сейчас по 7,50 рубля, больше, говорят супруги, дать не могут. На Шумерлинском молокозаводе, куда молоко отправляется для дальнейшей переработки, оно принимается лишь рубля на полтора дороже (с НДС). Такая разница позволяет разве что только затраты на горючее окупить. А для относительно нормального существования кооперативу требуется «навар» не меньше двух рублей с литра, говорит Валерий. Собирать же надо для обеспечения рентабельности ежедневно не меньше 8 тонн, а сейчас едва 4–5 выходит. На многих подворьях сбрасывают буренок: кто еще в прошлом году держал до десятка, оставил половину. При таких закупочных ценах увеличивать поголовье себе дороже.
Еще хорошо, что кооператив имеет возможность рассчитываться за продукцию наличными деньгами и почти без задержек, что позволяет удерживать клиентуру. Закупки молока в районе ведет также Аликовское райпо, причем нередко в тех же деревнях, что и кооператив (до дележа зон влияния дело не дошло). Но коллеги торговые кооператоры, похоже, уже вынуждены вспомнить о пресловутом бартере – в счет платы за продукцию частенько предлагают товары. Люди же, конечно, предпочитают наличность.
Планов у «Аликово – молоко» было громадье. Намеревались углубить переработку продукции, для чего хотели взять кредит на покупку соответствующего оборудования. Планировали даже молочную ферму завести, чтобы иметь собственное сырье. Но все это теперь под большим вопросом – оформить кредит стало весьма проблематично и невыгодно. Если еще недавно под залог стоимостью в один миллион рублей можно было получить до 800 тысяч рублей займа, то теперь – не более 500 тысяч. О подскочивших банковских ставках и говорить не приходится.
Так почему все же цены на молоко крайне низкие?
Ходит молоко по кругу
Да во многом потому, что нижняя, закупающая, часть пути продукции от коровьего стойла до прилавка остается по-прежнему «густонаселенной». И даже кооперативы тут не спасают.
Примерно в одно время с аликовским появились потребительские кооперативы в селах Сыреси и Мишуково Порецкого района. В качестве главных учредителей в них вошли местные СХПК «Заветы Ильича» и «Новь». Но наравне с ними должны «членствовать» и рядовые молокосдатчики, ибо по Гражданскому кодексу РФ сельскохозяйственные потребительские кооперативы создаются для улучшения материального положения его членов (по аналогии с сельской потребкооперацией, имеющей целью улучшение снабжения пайщиков). Под улучшением же в данном случае подразумевается в первую очередь беспроблемная и выгодная реализация продукции через кооператив.
А вот об этом зачастую забывается. Во многих деревнях и селах те, ради кого, собственно, и создавались такие кооперативы, страшно далеки от них. Иной кооператив превращается в заурядную закупочную структуру для делания денег, мало чем отличаясь от перекупщиков.
Названный выше СХПК «Новь» входит в потребительский кооператив «Луч» по закупкам молока, базирующийся здесь же. Местных хозяев подворий в нем нет, по словам председателя «Нови» А. Коннова, «хотели их взять, стремились, да не получилось». И вот имея под боком цивилизованную сбытовую структуру, население сдает свою продукцию заезжим приемщикам из Порецкого райпо. С «Лучом» же имеет дело только СХПК. Думаете, потребкооператив сам доставляет молоко на дальнейшую переработку на заводы? Как бы не так – это отдано на откуп еще одному посреднику в лице частного предпринимателя, или того же перекупщика. Который тоже имеет свой наверняка немаленький навар. В «Заветах Ильича» почти та же схема: собрать-то молоко кооператив соберет, но дальше его повезет опять тот же частный предприниматель. Вот и вся польза от кооператива…
Семеро с ложкой…
Так какой резон, скажите, платить достойную цену бедному крестьянину, если всей этой посреднической массе, толпящейся вокруг него, прежде чем молоко доберется до завода, надо сорвать свой заработанный «непосильным трудом» куш?
В Комсомольском районе тоже есть кооператив «НУР» по закупкам молока. Весьма, надо сказать, успешный, хорошо оснащенный. Не раз туда возили гостей для обмена опытом. И сейчас кооператив закупает продукцию почти по 9 рублей. Но и «НУР» берет молоко в основном не непосредственно у населения, а опять же у посредников между ним и крестьянами.
Ни в коем случае не хочется умалять и ставить под сомнение сельскохозяйственное кооперативное движение. Наша республика, по признанию Минсельхоза России, считается одной из лучших в стране по созданию таких кооперативов. По последним данным Минсельхоза Чувашии, создано 175 кооперативов, в том числе 77 снабженческо-сбытовых. Безусловно, нынешний финансовый кризис осложняет их становление. Но становиться надо в том виде, в каком задумано, прежде всего ради сельхозпроизводителей, а не копируя ухватистых ребят, разъезжающих по деревням с пачками наличных в карманах.