Родное видится на расстоянии

Народный художник Чувашии Анатолий Рыбкин прошел путь от столяра-мебельщика до члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств. Прошел в буквальном смысле. Его творческая жизнь — одно нескончаемое путешествие по стране и миру с вечным стремлением «К родному порогу». Так и называется его юбилейная выставка, которая открылась в залах Чувашского государственного художественного музея.
— Нет, конечно, путешествия путешествиями, но я все-таки не Колумб и не Миклухо-Маклай, — говорит художник. — Иной мудрец, и не выходя за территорию своего огорода, больше осознает в этой жизни, больше открытий сделает. Но в 60 лет понимаешь, что все, чем до сих пор занимался, по крупинке собирается именно в этот образ. И он не дает покоя, диктует, поддерживает, вдохновляет. А далекие страны лишь помогают понять, как ты к нему привязан, как он тебе дорог.
На своем огороде уроженцу Мариинско-Посадского района остаться не пришлось. Хотя он во многом похож на мудреца, открывающего мир в каждой ветке, ведре с дождевой водой, старой лестнице у окна или лице старика-соседа. Уехав учиться в Санкт-Петербург, тогда еще Ленинград, Рыбкин давно стал петербуржцем, путешествующим по свету в поисках творческой истины. «Слава богу, цель моя осуществляется тем, что то, чем я питаю себя — новым, свежим, невиданным здесь, — я сразу стараюсь запечатлеть, — признается Анатолий Петрович. — Чем шире охватишь, тем больше красок спрессуется и станет тем, что называется творческим багажом». Поездки художника, оформлявшего и знаменитую «Олимпиаду-80» в Москве, начались с Чукотки и Прибалтики. Потом были Крым, Кавказ и Казахстан.
В Сибири уроженец Мариинско-Посадского района и вовсе задержался на три года. Дальше – больше. Несколько месяцев работы во французском Провансе, затем Индия, Тунис, Сирия, Египет. Нежная и аскетичная графика пейзажей средней полосы сменяется буйными красками жизни у океана. Ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Анатолий Дмитренко уверен, что каждая страна предстает в восприятии художника Рыбкина как отдельная планета с уникальным кругом понятий, чувств и эмоций и раскрывает ему свои сокровенные тайны. Сам Рыбкин за свою живописную свободу благодарен российской школе живописи, а именно Петербургской академии художеств. Мастер считает, что уже само по себе реалистическое отношение к живописи таит в себе безграничные возможности. Да и после серебристых нюансов средней полосы России яркие краски юга так податливы. А вот художники жарких стран в России, пожалуй, растеряются.
В экспозиции представлено около 200 полотен и литографий. На столь масштабную, по нашим меркам, выставку собралось и огромное количество зрителей. В гардеробе не хватало мест, в главном зале – стульев, у картин – места для тихого созерцания. Редкий случай для наших музеев. Впрочем, вернисажи Анатолия Рыбкина всегда собирают в республике рекордное количество зрителей. Хотя никаким специальным пиаром он для этого не занимается и к известности относится философски. В одном старом трактате было сказано, что слава, если ты ее заслужил, рано или поздно «приползет к тебе на карачках». И сказано это было в те времена, когда еще не было ни радио, ни телевидения, ни даже газет.

Опубликовано: 21 января 2009 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

4 Ответы

  1. Творчество и деятельность большого художника А.П. Рыбкина — убедительное свидетельство правоты утверждения того, что именно хрупкое искусство является одним из важнейших языков понимания между народами. Огромная признательность газете,подчеркнём — любимой газете, за то, что она, на мой взгляд, понимает это и поэтому, несмотря на все трудности времени, находит возможным предоставлять сверхдефицитные газетные строки проблемам культуры. Наглядные примеры — публикации о выдающемся художнике А.А.

  2. Спасибо вам, Рита Кириллова за хорошую статью. Насколько приятно было разглядывать картины Анатолия Рыбкина, настолько приятно было читать вашу публикацию.

  3. Сколько же человек всего добился! Добрался с самых низов! Уважать таких надо людей!

  4. Думаю что хорошо работает человек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.