Весь прошлый год в республике проходили акции и мероприятия, связанные со столетием создания поэмы Константина Иванова «Нарспи». Завершающим аккордом стала выставка живописи, графики и декоративно-прикладного искусства «Нарспиниана», перед самым Новым годом открывшаяся в Центре современного искусства.
К сожалению, в ЦСИ не ставили цели озадачить современных художников этой благодатной темой с последующей выставкой свежих опусов. Хотя опыт с мюзиклом Николая Казакова показывает, что старое вновь становится живым лишь в соприкосновении со свежими творческими искрами. Выставка в ЦСИ фактически сплошь состоит пусть и из прекрасных, но давно известных иллюстраций и полотен. Поэтому эволюцию восприятия поэмы и ее героев можно проследить в лучшем случае до конца прошлого века. Мощным исключением стали в этой хрестоматийной экспозиции новые работы эмалера и графика Праски Витти и скульптора Сергея Кадикина. Виталий Петрович, объездивший с образом бунтующей чувашской героини чуть не полмира, вместе с давними произведениями представил на суд публики довольно неожиданные эмали, лишенные ярких красок. Двухцветная изысканная «бледность» производит невероятный эффект трагической истории, запечатленной даже не на старинном, а на древнем дагерротипе, то есть свое-образной матрицы чувашского бытия. Сергей Кадикин создал скульптуру Нарспи из глины и дерева. Будто скованная то ли рамками предрассудков, то ли высокими заборами и запертыми дверьми, девушка пытается вырваться из своей житейской клетки. В изваянии так точно поймано движение, оно сделано с такой силой сочувствия к героине, что зритель невольно хочет ей помочь и сам подается вперед, будто толкая тяжелые старые ворота.
Опубликовано: 17 января 2009 г.
Тэги:
Без рубрики
Без рубрики