И снова про «детей войны»

С 2004 года «Советская Чувашия» многократно рассказывала о пенсионных страданиях жителей республики, которым не засчитывали в трудовой стаж время работы в годы Великой Отечественной войны. И о первых победах, которые стали одерживать в судах бывшие малолетние труженики тыла.

В войну метрик не спрашивали

Недавно состоялся очередной суд по такому делу. На этот раз в Яльчикском районе. Следует заметить, что пенсионное законодательство относительно малолетних работяг военного времени не изменилось, и доводы, по которым Пенсионный фонд отклоняет просьбы заявителей, прежние. 75-летняя истица З. Михайлова в военное лихолетье была школьницей и в учебное время, и во время каникул вместе с остальными детьми работала в колхозе им. Сталина Яльчикского района – без выходных дней, с утра до позднего вечера. В семьях еда была в большом дефиците, а в колхозе за каждый отработанный трудодень давали пшеницу, капусту, огурцы, яблоки. Вот и старались малолетки работать наравне со взрослыми. Бригадир в своей тетрадке записывал всех, кто выходил на работу, – и малых, и пожилых. В основном школьники были заняты на посевных работах, на прополке полей, в начале уборочной страды собирали по указанию бригадира колосья, картофель и другие овощи. Только вот документы, подтверждающие работу истицы и других сельчан в годы войны, не сохранились, в архиве их не оказалось. З. Михайлова написала в местное отделение ПФР заявление установить ей стаж работы за несколько военных лет по свидетельским показаниям. Но ей отказали. Мотивы: девочке в то время было меньше 12 лет, возрастной же ценз для приема на работу по действовавшему тогда трудовому законодательству составлял не менее 14 лет. В связи с этим-де и свидетели не помогут, поскольку их показаниями может быть подтвержден только трудовой стаж работника, достигшего общеустановленного трудоспособного возраста.
«Все это мы уже проходили», с облегчением думают читатели, у которых судебные споры по таким случаям позади. И горькая обида со временем притупилась – а больно было очень, когда их труд в годы войны фактически обесценивали, и только потому, что в трудное для всей страны время пошли работать, недотянув до «трудоспособного» возраста. Благо у суда свои законные аргументы в защиту трудовых прав бывших «детей войны», которые можно противопоставить сложившимся общим правилам пенсионного законодательства.

Помогут свидетели-«медалисты»

Российская Конституция гарантирует каждому из нас социальное обеспечение по возрасту, равенство прав и свобод. И ограничивать права гражданина на получение госпенсии по возрасту, ссылаясь на возрастной ценз, с которого трудовая деятельность начинает засчитываться в трудовой стаж, суд считает недопустимым. Кроме того, Федеральный закон о трудовых пенсиях в РФ также не содержит ограничений по возрасту для включения периодов работы в трудовой стаж. Истице во время работы, которое она просит включить в трудовой стаж, было 8–11 лет. Действительно, недобрала до 12-летнего возраста, с которого постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 1942 года «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» разрешалось заключать трудовые договоры. То есть начиная с шестого класса. Однако неоспоримы факты и того, что к труду привлекались дети и меньшего возраста.
И если нет письменно-документального тому подтверждения, то есть тысячи свидетелей возрастом постарше. Правда, у каждого истца должны быть «свои», которые работали рядом с ним и которые могут подтвердить свою трудовую деятельность документально. В архиве таких документов тоже может не быть по причине небрежного хранения бывшими работодателями. Но и при такой ситуации истцы могут отстоять свои права, если найдут свидетелей, имеющих государственные награды. З. Михайлова нашла их. Одной женщине – 89 лет (в 41-м было 22), работала в колхозе им. Сталина счетоводом, другой – 79 лет, трудилась в войну с 12 лет вместе с истицей. Обе свидетельницы награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» Это подтверждено соответствующими удостоверениями и архивными справками о награжденных лицах. Так что «медалисты» – незаменимые свидетели для малолетних тружеников тыла. Суд нашел обоснованными требования истицы, доказанной ее работу в периоды с 42-го по 44-й годы и отменил «отказное» решение управления Пенсионного фонда.

Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.