Сколько сортов плодово-ягодных культур можно выращивать на приусадебном участке в 6 соток? Максимум двадцать, говорят садоводы со стажем. А у чебоксарского пенсионера Н. Вьюгова их около 200. Самих деревьев немного, но чуть ли не каждое – целый сад: на одном стволе растут десятки сортов.
Николай Васильевич не ученый-селекционер, всего лишь садовод-любитель, каких немало на просторах нашей страны. Кстати, в этом году исполнилось 150 лет с момента основания Российского императорского общества садоводства, правопреемником которого ныне выступает Союз садоводов России. В республиканском объединении Николай Васильевич давно слывет профессионалом и знатоком своего дела, а потому «экскурсии» собратьев по увлечению на его участок нередки. На одной из таких посчастливилось побывать и корреспонденту «СЧ».
«Вот эта ветка – «петрова 15», та – «любимица Яковлева», рядом «клон 64х66», – показывал 87-летний садовод чудо-грушу с еще висевшими в конце сентября плодами, – в общем, с одного дерева получаем 22 совершенно разных сорта груш». На восхищенный возглас одного из «экскурсантов» тут же с улыбкой ответил: «У меня и с 47 сортами яблоня росла!» – «Где черенки брали?» – «Находил у знакомых садоводов, покупал на рынке, выписывал из плодово-ягодных питомников. Больше всего из Мичуринской центральной генетической лаборатории».
По убеждению испытателя, выращивать такие чудо-сады может каждый, было бы желание! Главное, овладеть наукой прививки: знать, когда, куда и что на что прививать.
Ученый по принуждению
Увлечение растениеводством у Николая Васильевича началось, по его словам, вынужденно. В 1951-м вчерашний фронтовик-артиллерист получил в одном из районов Чебоксар 6 соток под строительство дома. «Пришли, а земля – лопата не входит (на ней всю войну возделывали картофель), – вспоминает ветеран. – Попробовал ломом, получается, так и прошел весь участок, а супруга за мной комья обухом разбивала…»
Первоначально вопрос: что сажать? – не стоял. Обязательные грядки с огородными культурами, кусты смородины, вишни, сливы появились параллельно с домом, а затем настал черед яблонь и груш. Но хотелось не просто абы какой сорт посадить, а чтоб и урожай был отменный, и хранился долго. Вот и засел специалист по измерительным приборам за садоводческую литературу. Про какие перспективные культуры узнавал, те хотелось испытать, а участок не позволял… Тогда и осенило: попробовать на один ствол привить несколько сортов! Получилось. И так поднаторел в своем деле, что многие садоводы-любители, кто сам не умел прививать, стали просить о помощи. Николай Васильевич никому не отказывал. Как сам говорит: «Чем больше практики, тем больше знаний». По его признанию, в радиусе 40 км от Чебоксар у многих растут сады, привитые его руками. И в республиканском ботаническом – целая аллея.
С годами спортивный интерес перерос в научный. Найдет черенок заинтересовавшей культуры, привьет и наблюдает: как та поведет себя в наших климатических условиях, какие плоды даст, сколько они хранятся, а уж потом сделает вывод: стоит размножать или нет. «Каждый сорт ведет себя в разных условиях по-разному. Влияет многое – и почва, и влажность, и ветры. Зачастую сорт, хороший в одном регионе, у нас оказывается совершенно никаким. И люди, приобретшие его, терпят неудачу».
И Европу «приручил»
В общей сложности через руки Вьюгова прошли 230 сортов различных садовых культур. В подтверждение оного Николай Васильевич не без гордости продемонстрировал дневники, в которых скрупулезно записывал, как себя вели 101 яблоня, 45 груш, 13 вишен, 23 смородины… Названные растения далеко не полный перечень его пристрастий. Растут у него и черешня, привитая на вишню, и облепиха, и актинидия, и лимонник, и виноград. «Такого сортимента никогда не достичь, сажая каждый сорт отдельно, – отмечает садовод-исследователь. – Представляете, сколько это деревьев и сколько земли! Что бы я делал, не умея прививать!»
Кстати, выращивал Вьюгов и персики с заморским киви. Но пришел к выводу, что из-за двух-трех плодов не стоит ими заниматься. В нашем регионе этим культурам не хватает тепла и света.
«При подборе яблонь и груш основное внимание обращал на лежкость урожая, – открыл ученый-самоучка погреб. Аккуратные полки с аппетитными плодами! Каждый сорт помечен соответствующей записью. – Вот груша «ника», вкусная, сладкая, хранится до апреля. Возделывая ее и еще пару-тройку сортов, можно почти на всю зиму обеспечить себя плодами не хуже привозных. К тому же последние невесть чем обработаны».
«В Московской области саженцы «ники» и «геры» продают за 800 рублей, считают, что это очень перспективные сорта, – облепили «экскурсанты» полки. – Ого! У вас и элитные европейские яблоки имеются: «джонатан», «имрус». «Делишес» – прекрасный венгерский сорт, урожай хранится до лета… Можно мы возьмем по плоду каждого сорта? Будем наблюдать у себя в союзе, кто, как и сколько будет лежать. Затем черенки заслуживающих внимания яблонь и груш будем предлагать нашим лучшим садоводам». Николай Васильевич не возражал: кому не приятна оценка труда всей жизни!
Садоводство держится на фанатиках
Найти черенок, сделать прививку и ждать несколько лет, пока не заплодоносит. И выяснить, что это не то! Действительно мир держится на одержимых людях, вспомнился вдруг Гумилев. «Так оно и есть, – подтвердил известный агроном Г. Васильев. – Каждый садовод-любитель – своего рода фанатик. Ученые сидят в рамках своих знаний, у любителей рамок нет, вот они и творят немыслимые с точки зрения науки вещи. Например, выращивают деревья-сады».
Оказывается, у этого метода много как последователей, так и противников. У каждого свой аргумент «за» и «против» (к примеру, нельзя прививать на один ствол летние и зимние сорта). Но все согласны с тем, что чудо-деревья экономят место. К тому же прививка позволяет получить плоды тех сортов, которые не удаются в нашей зоне на своих корнях.
Заслуга же Вьюгова, по мнению руководства местного Союза садоводов, еще и в том, что ему удалось найти сорта яблонь и груш, на которых садоводство в республике без всяких проблем может развиваться еще десятки лет. Теперь основная задача – донести до садоводов информацию о них. Как? К примеру, создать питомник (уже есть договоренность на 10 соток), чтобы со временем перспективная культура могла «прийти» на участок каждого садовода.
Это мой замечательный дядя.