Время, прошедшее со дня трагической кончины первого епископа-чуваша Германа (Кокеля), со всей ясностью подтвердило его уникальное значение не только для современной чувашской духовности, культуры и государственности, но и для всей России. Однако его творческое наследие до сих пор не изучено. И нужно еще немало времени, чтобы осознать всю полноту и глубину деяний епископа Германа, религиозного деятеля, ученого-богослова, просветителя, философа, историка, этнографа, музыковеда и борца за православную веру.
Родился он 28 ноября 1883 года в богом забытой лесной глуши – селе Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне – Батыревского района) в семье крестьянина Афанасия Кириллова. Его появление на свет пришлось на день празднования святого Григория, поэтому новорожденного нарекли его именем. Мальчик рос крепким, умным и озорным, что соответствовало имени («Григорий» в переводе с греческого означает «бодрый»). С отличием окончив Тарханское сельское училище, он поступил в Симбирскую чувашскую учительскую школу, проявил блестящие способности. Но любознательного юношу более всего привлекали музыка и иностранные языки. Большое желание постичь языки, приумноженное на терпеливую, настойчивую работу по их изучению, принесло прекрасные плоды – Г. Кокель впоследствии владел пятью европейскими языками. Серьезное увлечение музыкой сделало его хорошим музыкантом и музыковедом – он прекрасно играл на рояле, собирал и обрабатывал мелодии народных песен и даже сочинял.
Пытливый ум, многогранные способности крестьянского парня вскоре заметил директор Симбирской чувашской школы Иван Яковлев и начал заниматься с ним индивидуально. Пройдут годы, отшумят революции, а отношения между мудрым старцем и одаренным учеником перерастут в нерушимые узы дружбы. Даже тогда, когда многие отвернутся от своего великого учителя, а иные переметнутся в стан его врагов, Г. Кокель будет в числе немногих, которые станут единственной незыблемой опорой в жизни патриарха.
Выпускник Симбирской чувашской учительской школы Г. Кокель начинает воплощать в жизнь юношескую мечту – быть учителем. Он преподает чувашский и немецкий языки в школе села Батырево. А потом, после долгих раздумий, выполняя волю И. Яковлева, посвящает себя служению духовному просветительству. Как миссионер, он идет спасать и просвещать светом истины души некрещеных чувашей, все еще остававшихся в язычестве, чтобы приобщить их к православной церкви и русской культуре.
Особое значение в религиозной деятельности Кокель придавал ведению службы на родном чувашском языке, так как большинство прихожан не понимало русский язык. В отчете слушателя Казанских миссионерских курсов Григория Кокеля за лето 1908 года по итогам обследования чувашей Буинского уезда подчеркивается, что совершение богослужения и проповедей на чувашском языке «в деле христианского просвещения… имеет важное значение».
Богослужение на родном языке дало хорошие результаты. В упомянутом отчете курсист Г. Кокель отмечает, что «10 лет тому назад языческое общественное жертвоприношение совершалось повсюду, а теперь оно оставлено совсем. Это произошло благодаря трудам духовенства из чувашской школы».
Епископ Герман прекрасно осознавал, что без хорошо подготовленных священнослужителей из чувашей многотрудную задачу утверждения в христианской вере своих сородичей ему не решить. Поэтому он открывает в селе Старочелны-Сюрбеево школу псаломщиков. Обряд возведения ее питомцев в священнический сан – хиротонию – совершал лично. Все они стали истинными пастырями, а архимандрит М. Уточкин – духовником епархии. Школа псаломщиков просуществовала недолго, но она сыграла немаловажную роль в усвоении чувашами в начале ХХ столетия православия.
Весь свой блестящий ум, весь жизненный опыт и всю кипучую энергию он направляет на возрождение национально-религиозного сознания чувашского народа. Основное место в нем отводилось созданию самостоятельной единой Чувашской епархии. Православные приходы Чувашии до сих пор входили в Симбирский и Казанский архиерейские дома (епархии). Этими мыслями он делится с Н. Никольским, первым редактором первой чувашской газеты «Хыпар». В письме от 15 июля 1922 года из Петрограда пишет, что «настал случай и нам, чувашам, получить епископа из чуваш». Далее Г. Кокель просит своего учителя прислать «общую схему чувашской кафедры».
После окончания Кокелем Богословского института в 1924 году Патриарх Московский и всея Руси Тихон направляет его к преосвященному Афанасию, епископу Чебоксарскому, чтобы «остричь в монашество», 17 декабря того же года хиротоносит в сан епископа под именем Герман и назначает «епископом Чувашским в с. Ибреси». Акт наречения нового владыки именно этим именем, означающим «единокровный», на наш взгляд, имел глубокий смысл. Святейший патриарх тем самым утвердил его великий статус, сказав пастырям, а также врагам: «Сей – от рода нашего».
Епископство Германа началось с его бескомпромиссной борьбы с представителями обновленчества в Чувашии – оппозиционным движением внутри русского православия на почве недовольства верующих и части духовенства контрреволюционной политикой патриарха Тихона. Таким образом о. Герман быстро попадает в число неугодных власти. Делясь с Н. Никольским мрачным предчувствием, он пишет: «Печально! Ведь теперь настали такие времена, когда мы, чуваши, законным образом получили бы самостоятельную епархию. Вообще, мое положение, будущее покрыто неизвестностью». К глубокому сожалению, эти сумрачные предвидения трагически оправдались. Обновленцы и богоборцы, объединив усилия, изгнали 4 июня 1926 года ненавистного им верного последователя учения Христа из родного края. Преданного ученика постигла участь Учителя.
Но не сломлен был могучий дух непокорного епископа. Он был великим оратором, глубоким знатоком истин православной веры. Мягкий и добрый характер, внутренняя и внешняя красота, пламенная и искренняя любовь к Богу притягивали к нему православный народ, где бы он ни служил. Он объездит всю Россию, от Петербурга до Владивостока, тысячи и тысячи церквей возвратит в лоно православия.
Его жизнь в этом мире завершится 2 ноября 1937 года утренним глухим выстрелом в дальневосточном городе с названием Свободный. Священным синодом Русской православной церкви имя епископа Германа (Кокеля) 17 июля 2001 года включено в Собор новомучеников и исповедников российских ХХ века. Отметим, что в Соборе святых епископ Герман – первый и единственный чуваш. Реабилитирован 7 августа 1990 г. Его многогранная деятельность не ограничивалась только священным служением. Он глубоко интересовался происхождением чувашского народа и выдвигал версию его зарождения в Китае. Писал истории сел, собирал и обрабатывал народные песни, изучал традиции, быт и религиозность чувашей; издавал на свои средства доступные по цене книги на родном языке; доказывал, что «без чувашского языка не может быть пользы учения для чуваш».
Плодотворная деятельность епископа Германа по развитию духовной жизни чувашского народа, подъему его национально-религиозного самосознания ставит его в один ряд с такими выдающимися современниками, как И. Яковлев и Н. Никольский.
В. ВАСИЛЬЕВ,
кандидат исторических наук, профессор ЧГУ.
Опубликовано: 27 ноября 2008 г.
Тэги:
Без рубрики
Без рубрики