Сократили – пожалуйте к станку…

Ускорившаяся в связи с кризисом оптимизация персонала (благозвучное название сокращения) на промышленных предприятиях республики не ослабляет проблему нехватки высококвалифицированных рабочих-станочников. А заодно – и омоложения этого контингента.
По данным Чебоксарского городского центра занятости населения, с начала нынешнего года к ним поступили заявки на 25 с лишним тысяч вакансий у заводских станков. (По численности это три с лишним таких завода, как «Промтрактор».) Требуются токари, фрезеровщики, операторы станков с числовым программным управлением и т. д. Сколько вакансий оказалось востребованными, в центре затрудняются сказать, но что далеко не все – это общеизвестно. Об утраченной престижности и относительно невысокой оплате труда пролетариев в последнее время говорится и пишется часто. Как следствие – реальная угроза того, что уже в ближайшие годы встать к станкам на многих заводах будет некому. Мы провели опрос кадровых служб ряда предприятий, и вот что выяснилось.
На одном из бывших гигантов – ФГУП «Чебоксарское производственное объединение им. В.И. Чапаева» – доля рабочих в возрасте от 18 до 30 лет едва превышает 8%. Зато работающих пенсионеров – аж 28%. Остальным 70% работяг – от 40 до 59 лет. При этом надо учесть, что многие мужчины здесь достигают пенсионного рубежа по льготной сетке в 55 лет, а женщины – в 50. То есть доля пенсионеров реально еще выше.
Лишь на два процента больше молодых рабочих в ОАО «Текстильмаш». Костяк станочников составляют спецы не моложе 50 лет. Молодежь может получить специальность прямо на предприятии – прежняя система наставничества действует, при этом ученику даже выплачиваются деньги. Но многие, освоив дело, тут же покидают завод. Не случайно на сегодня имеется около 20 вакансий для станочников – заказов у предприятия хватит до нового года.
В то же время на некоторых «провинциальных» предприятиях могут похвалиться молодыми коллективами. К примеру, на ОАО «Шумерлинский завод спецавтомобилей» рабочих в возрасте до 30 лет насчитывается порядка 47%. Неудивительно, что вышедших на заслуженный отдых здесь долго не держат – таких менее полупроцента.
А зам. генерального директора алатырского ОАО «Завод «Электроприбор» С. Антипов с гордостью говорит о том, что в нынешнем году средний возраст рабочих у них даже снизился – до 42 лет. 22% из них – это молодежь не старше 30 лет, причем 20-25-летних насчитывается около трети. Правда, с пополнением предприятию, видимо, пока придется подождать – на этой неделе завод перешел на трехдневный режим работы.
Вообще, по всей видимости, именно малых городов республики наиболее ощутимо коснется кризис, как это было в 90-е годы. Мы уже сообщали о ситуации в Мариинском Посаде, где без работы остаются около полутораста человек. Однако не везде ситуация столь тревожная. На удивление благополучно чувствуют себя некоторые местные предприятия легкой промышленности, в частности, ЗАО «Урмарская швейная фабрика». Как сообщила генеральный директор С. Белоусова, работой они загружены даже на первый квартал следующего года. О сокращении пока не помышляют и хоть сегодня готовы принять на работу до десятка швей. Да вот беда – в поселке процветает еще и подпольный швейный бизнес, в котором занято примерно столько же людей, как и на фабрике. Проблемы старения на предприятии пока не существует, почти третья часть работниц – не старше 30 лет, остальным – не более 45.
Молодость «провинциальных» производственных коллективов объясняется, надо полагать, в первую очередь небольшим выбором мест работы. В Чебоксарах до сих пор больше возможностей трудоустроиться «белым воротничком», нежели в Шумерле, Алатыре и т. д. Но, похоже, и в столице эти возможности сокращаются. В прежние советские времена немало инженеров переходили в рабочие, которые зарабатывали намного больше. И сейчас на том же Чапаевском по некоторым специальностям работяги получают значительно весомее, чем ИТР. Может, самое время переквалифицироваться?

Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.