На днях представители российского банковского сообщества вместе с представителями государственной власти и экспертами попытались определить, как аукнется мировой финансовый кризис в России. Поэтому тема очередной конференции, которая уже третий год проводится по инициативе Альфа-Банка (одного из крупнейших частных банков, пользующихся хорошей репутацией в Кремле), так и называлась – “Российский банковский сектор: ответы на глобальный вызов”.
Оба главных докладчика – президент Альфа-Банка П. Авен и помощник Президента РФ А. Дворкович единодушны: паниковать по поводу кризиса не стоит, но и закрывать глаза на то, что происходит в мире, тоже нельзя. Сначала Россия пожинала сладкие плоды глобализации, а сегодня как страна, зависящая от мировой экономики, вынуждена отвечать на глобальный вызов. И в первую очередь на него отвечает банковское сообщество, так как через него иностранные денежные ручейки, а то и целые реки вливались в экономику России. В одиночку банкам, естественно, не справиться, им на помощь пришло государство. Оно ссужает наиболее крупным, устойчивым банкам деньги, чтобы те в свою очередь кредитовали, желательно под “божеские” проценты, другие банки, реальный сектор, население.
Однако банкиры ждут от Центробанка больших гарантий под межбанковские кредиты, не желая безоглядно рисковать. Центробанк, может, и рад бы взять ответственность на себя, но его специалисты подвержены “синдрому Алексеева», о котором напомнил депутат Госдумы П. Медведев. В период кризиса 1998 года государство также направляло немалые деньги в реальный сектор экономики. От Центробанка документы подписывал высокопоставленный чиновник, некто Алексеев. Некоторые из кредитов не вернулись, и «стрелочника», чья подпись стояла под важными бумагами, примерно наказали. А вся вина его в том, что понадеялся на несовершенные законы.
Законы, направленные на долгосрочную финансовую политику, нам обещают до конца года. А. Дворкович говорил о том, что необходимо создать новую модель рефинансирования – простую и одновременно эффективную, которая стала бы основой для стабилизации финансовой системы. Помощник Президента пообещал, что каждый финансовый институт, если в смутное время он ведет себя спокойно, не агрессивно (надо полагать, вместе с государством стремится к стабилизации), получит шанс на дальнейшую работу. Его ликвидность поддержат через систему страхования вкладов. И неважно, большой это банк, или маленький, заметил А. Дворкович. Однако тут же заявил: правительство понимает, что выживут сильнейшие, и консолидацию в отдельных секторах одобряет. Ясно, что речь в первую очередь шла о банковском секторе. Гражданам нечего опасаться, успокаивал помощник Президента. Если приходит новый инвестор, то все сохраняется, а когда инвестор находится не сразу (читай: дело пахнет банкротством), контроль над банком устанавливает государство. В то же время представитель государства посоветовал вкладчикам серьезно выбирать банк для своих сбережений, назвав вопрос о 100-процентной сохранности вкладов актуальным, но спорным. Кстати, Альфа-Банк, входящий в десятку крупнейших банков России, уже вплотную занялся вопросом консолидации, и очень скоро в него вольется пара-тройка мелких банков.
Это лишний раз доказывает, что банк прочно стоит на ногах. Но, несмотря на стабильное положение, он внес существенные изменения в свою политику кредитования. Во-первых, усилилась индивидуальная работа с каждым клиентом. И даже если полгода назад на кредитном комитете установили лимит заемщику, еще не факт, что теперь клиента продолжат кредитовать на тех же условиях. Уменьшились сроки кредитования, так что на пять лет взять кредит в Альфа-Банке теоретически возможно, но практически очень сложно. Сложно стало в банках просить кредиты на открытие бизнеса. Проекты обязано поддерживать государство, венчурные фонды, рассуждают банкиры. А решение о кредитовании действующего малого и среднего предпринимательства Альфа-Банком, например, принимается только после того, как его представители наведаются в гости к потенциальному заемщику и лично ознакомятся с его бизнесом. Похожие схемы, видимо, будут применять и другие финансовые компании. Председатель совета директоров МДМ-Банка О. Вьюгин прямо сказал: «У банков есть средства для кредитования, но они не рискуют кредитовать, потому что неизвестно, как поведут себя пассивы». То есть поначалу народ, поддавшись панике, начал снимать вклады, и банковские пассивы снизились. Сейчас нервозность в обществе вроде улеглась, но опасение у банкиров осталось.
А у народа свои заботы. В какой валюте хранить сбережения, может, лучше в долларах? Стоит ли брать ипотеку? Что будет с акциями? Быстрое укрепление доллара было связано с резким отзывом американской валюты, с ее конвертацией. Однако при бюджетном дефиците США на уровне 10-12 проц. ВВП в следующем году трудно ожидать серьезного укрепления доллара, полагают аналитики Альфа-Банка. Надо что-то делать, чтобы акции не превратились в «бумажки Мавроди», надо чтобы у акций был какой-то «содержательный якорь» в виде их объективной цены, переживал депутат П. Медведев. Ну раз уж Госдума всерьез озаботилась ценой акций, значит расставаться с ними тем, у кого они есть, не стоит. А ипотечный кредит взять, конечно, можно, если возникла острая потребность в жилье как таковом. Но если квартира покупается в инвестиционных целях, то об ипотеке лучше забыть на ближайшие года два, считает член правления Альфа-Банка А. Марей.
Ну а главный совет, как пережить кризис, не нов. Каждый, кто дорожит репутацией и стремится к стабильности, не просто выживет, но и окажется с прибылью, уверен А. Дворкович. «Все прошло, и это пройдет. Мы выйдем из кризиса, но какими – от нас зависит», – философствовал главный редактор газеты «Известия» В. Мамонтов. «Я бы не стал расценивать влияние кризиса на экономику как губительное. Считаю, что этот период затянется на какое-то время, но он определит наше положение на мировом рынке», – вселил оптимизм П. Авен.
Опубликовано: 12 ноября 2008 г.
Тэги:
Без рубрики
Без рубрики