В Чувашии завершился XXIV Фестиваль музыки композиторов республик Поволжья и Приуралья. Республика принимала фестиваль четвертый раз. Решение о его проведении принималось спонтанно, поэтому в организации композиторского форума не удалось избежать шероховатостей. Однако, несмотря ни на что, фестиваль состоялся, показав впечатляющую музыкальную панораму региона. За три дня фестиваля прошло четыре концерта. Прозвучали произведения более тридцати авторов. Но главным было прежде всего общение композиторов, которых многое объединяет.
Об этом участники фестиваля говорили, собравшись за «круглым столом». Там побывала Рита Кириллова.
Своими впечатлениями сначала поделились музыковеды. Доктор искусствоведения Михаил Кондратьев поблагодарил всех, кто откликнулся и приехал на фестиваль. Ведь в этом году в Чувашии отметили 100-летие профессионального музыкального искусства.
– Хотя время для музыки сейчас непростое, время разброда и шатания. И хорошо, что на нашем фестивале было мало авангарда, постмодерна, который доминировал в 1980-1990-х годах. В этом смысле царила свобода мнений и направлений. И особо ценно, что мы увидели мощный этический потенциал высокого искусства. То есть наши композиторы не утратили веру в идеалы. Причем в сочетании с национальной почвенностью. А это традиция хорошей музыки. Например, наш Александр Васильев, с сюиты которого начался фестиваль, сочетает высокое с интенсивной интонационной работой. Схожи замыслы Харисова, Вдовина и других авторов. Открытием для меня стал Алексей Проскурин как мастер большой формы. Камерные произведения в эстетике красоты и совершенства создает Рашид Калимуллин, приятно поразил юный скрипач Василий Журкин, исполнявший неоромантическую фантазию «Воспоминание о Вот-кинске» Юрия Толкача. Были вещи в эстетике и энергетике игры, восходящей к фольклору. Отрадно, что у нас возрождается симфоническая традиция. Сейчас обновляется инструментарий в оркестре симфонической капеллы. Оркестранты чувствуют ответственность, и оркестр созревает как исполнительский организм.
Любовь Бушуева уверена, что такой фестиваль, безусловно, очень нужен.
– Необходимо слышать, что создается в 21 веке. И здесь прозвучали достаточно свежие произведения. Хорошо, что фестиваль проходил на разных площадках. То есть состоялся он не только для специалистов, но был и просветительским. Из юных слушателей, которые были на фестивале, вырастут профессионалы. Привлек национальный колорит, традиционное на фестивале преобладало. Очень достойно прозвучала Лариса Быренкова. А насчет авангарда хотелось бы сказать: хорошо, что он все же был. Сочинение Юлии Бекбулатовой «9/11» было ярким и неповторимым.
Светлана Макарова ратует за большее разнообразие фестивальных программ.
– У композиторов Поволжья и Приуралья общие учителя – это профессора Казанской и Нижегородской консерваторий. Поэтому можно говорить, что сформировалась своя школа. Я внимательно прослушала все концерты и ощутила это единство. Если говорить о публике, то она сегодня отстает от композиторов. Композиторы совершенствуются, а публика погрязла в бытовых жанрах. Поэтому надо найти новые пути, чтобы завлечь слушателей на фестивальные концерты. Первый же концерт показал, что программы были замечательно подготовлены. Хотя все было большей частью на общественных началах и потребовало от музыкантов и ведущих коллективов определенной самоотверженности. Больше людей в залы могут привлечь разнообразные программы. Будет интереснее, если подключить и больше жанров: фрагменты оперной музыки, театральной, балетной. А в целом хочу поздравить композиторов. Особая благодарность Морису Яклашкину, подвижнику нашего искусства. Нужно назвать и Юрия Васильева. Это наши могикане, которые ведут наше искусство, представляют его на самом высоком уровне.
Ирина Молоствова из Саранска в произведениях, представленных на фестивале, увидела и внутренние переживания современника, и национальную тему, а сочинение симфоний в наше время называет подвигом.
– Как педагогу мне интересна детская музыка. И порадовало, что такая музыка здесь была. И сами дети ее исполняли. Особо хочу отметить, что композиторы старой школы освоили и понятный и современный язык. А это дорогого стоит.
Художественный руководитель Чувашской академической симфонической капеллы Морис Яклашкин поддержал идею о важности присутствия на фестивале национального.
– Дмитрий Шостакович говорил Андрею Эшпаю и Араму Хачатуряну: «Вы оба счастливые люди. Потому что вы национальные композиторы, в вас живет дух вашей нации. А мне приходится находить то, чего ни в одном произведении еще не проявлялось». Сегодня не случайно звучали фамилии Калиуллин, Проскурин, Толкач, Васильев. Это национальные композиторы.
Однако без обсуждения проблем не обошлось. Композитор и музыковед Александр Осипов сравнил спонтанность проведения таких фестивалей с громом среди ясного неба, когда средства на их проведение начинают искать в последний момент. Хотя подобные мероприятия надо проводить на достойном уровне, а не вывозить все на энтузиазме. Сейчас и партитуры не закупают, так хоть на композиторский форум нужны средства.
Взявший на себя полноту ответственности и во многом вынесший на своих плечах этот композиторский праздник глава композиторской организации республики и директор филармонии Николай Казаков согласился, что пока просто нет четкого распорядка проведения этого форума. Оттого и некоторые несостыковки.
Морис Яклашкин посоветовал находить для фестиваля меценатов, хотя понимает, что делать это совсем непросто.
– Я мог не играть на этом смотре творческих достижений, хотя у меня и у коллектива очень плотный график. Но у нас есть к этому свое человеческое отношение. И понимание, как это важно. Фестиваль должен был состояться и быть на высоком уровне. И он состоялся. И именно на таком уровне.
Гости фестиваля признались, что подобные проблемы есть во всех республиках. И высказали как слова благодарности и восхищения организаторам, так и пожелания на фестивальное будущее.
Сергей Терханов из Мордовии отметил, что творческое содружество музыкантов Чувашии очень монолитно. И признался, что в этом плане чувашские композиторы могут быть для многих примером.
– Хочу сказать спасибо, что подставили плечо, поддержали. Без дружбы всего этого просто не состоялось бы. Сейчас композиторам непросто. Если говорить о профессии, то весь драматизм в том, что профессии композитор в трудовом реестре нет. И это порой отпугивает молодых. На этих фестивалях мы ждем открытий. И с этого я уезжаю с совершенно фантастическим ощущением. Для меня среди множества примеров прекрасной музыки в этом году – это произведения Алексея Проскурина и Андрея Галкина.
Нина Кошелева из Мордовии выразила мнение, что достойно показали себя все республики. Но слушателей действительно надо возвращать в залы. Как это делать – надо думать.
– У нас тоже почти нет молодежи, которая хотела бы учиться на композиторов. И именно фестиваль дает творческий стимул. Мы готовимся к каждому фестивалю. Это для нас своеобразный мастер-класс.
Председатель Союза композиторов Удмуртской Республики Александр Корепанов согласен, что сделать фестивальные концерты более привлекательными для публики является задачей на будущее. Не превращая, однако, форум элитарной серьезной музыки в балаган.
– Здесь возникает важная проблема выбора. Концепции, драматургии фестиваля. Очень важно правильно составить программы концертов. Организатор должен иметь право отбора.
Юлия Бекбулатова, чья пьеса для скрипки и фортепиано «9/11» была так тепло встречена коллегами, пожелала фестивалю еще и инструментального разнообразия.
Участники «круглого стола» согласились, что для привлечения слушателей к форуму не помешает большой концерт песни. Композитор Юрий Толкач из Удмуртии горячо поддержал возрождение песенных концертов.
– Мне очень понравилась идея концерта из произведений песенной классики. Хорошо было бы, если среди авторов будут и те, которые ушли и о которых необходимо сохранять память. Даже интересно поставить рядом музыку, написанную недавно, и ту, от которой эта традиция пошла. Надо постоянно напоминать об этом. Потому что память стала короткой даже у музыкантов. А ведь есть много замечательной музыки, которая не исполняется десятилетиями. С другой стороны, до обидного мало на фестивалях представлена музыка молодых. Хотелось бы, чтобы был определенный поиск.
Николай Казаков поблагодарил всех участников и резюмировал, что надо учесть многие моменты, передавая эстафету соседям. И напоследок сказал спасибо всем, кто принял участие в фестивале.
Финальным аккордом XXIV Фестиваля музыки композиторов республик Поволжья и Приуралья стала рок-опера Николая Казакова «Нарспи». Зрителей на нее лишний раз зазывать было не надо. На «Нарспи» традиционно – аншлаг.
Опубликовано: 11 декабря 2012 г.