Генетика общего пользования

Дни популярной науки, прошедшие в республике, оказались полезными для тех, кто на них пришел: не каждый день ученые с мировым именем объясняют достижения большой науки таким языком, что даже двоечник мог бы понять, над какими проблемами работают сейчас в ведущих научных лабораториях мира. Заключительным аккордом в празднике для пытливых умов стала встреча с доктором биологических наук, заведующим лабораторией Института общей генетики имени Н.И. Вавилова Сергеем Киселевым и директором института общей генетики РАН, академиком РАН, профессором МГУ имени М.В. Ломоносова Николаем Янковским.
В конце прошлого века мир был уверен, что еще чуть-чуть, и генетика сделает нас всех здоровыми. Газеты пестрели сообщениями о том, что не за горами массовое применение генной инженерии, когда больному человеку будут вырезать ген, в котором произошел сбой, вставлять вместо него здоровый ген, и человек тут же забудет о своих болячках. В начале этого века мы захлебывались от эйфории: приближается день, когда ученые разгадают геном человека. Почему-то всем казалось, что уж теперь-то всем нам будет счастье. Но недаром бытует мнение, что чем больше знаешь, тем шире открывается область непознанного. Вот и с генетикой оказалось не все так просто. Геном человека расшифрован, а что толку?
В каждой клетке у нас есть хромосомы — хранилища всей генетической, по-другому наследственной, информации. Она записана в тонкой нити, которая называется ДНК. Если растянуть одну цепочку ДНК человеческой клетки, то в длину она составит два метра. Длина ДНК в человеческом организме составляет примерно 60000000000 км. Это все равно что 8000 раз слетать на Луну и обратно!
Почему мы так надеемся на генную терапию? Да потому, что фармацевты исчерпали свой резерв, новые лекарства появляются теперь не чаще чем раз в год. И даже если в нашей семье все здоровы, больной ребенок в другой семье и даже в другой стране благодаря средствам массовой информации становится причиной беспокойства для нас. Нам уже кажется, что мы абсолютно беспомощны в случае болезни. К тому же онкологические заболевания стали причиной раннего ухода людей из жизни, а хочется, чтобы их тоже излечивали. И генетики ищут пути воздействия на раковые клетки.
В числе заболеваний, к поискам излечения от которых причастны генетики, можно назвать и болезни Альцгеймера, Паркинсона. Их пока победить не удается, а встречаются они все чаще: люди стали жить дольше. Однако нам мало просто жить дольше в количественном выражении, у нас появилось желание, вернее даже необходимость, жить активно, не обременяя общество и детей своей беспомощностью. И рано или поздно мы будем сталкиваться не только с генномодифицированными продуктами, но и с генномодифицированными людьми.
Тут очень кстати нам подбросили идею стволовых клеток, из которых можно вырастить что угодно: от почек или сердца до нейронов мозга. Увы, говорят ученые, здесь тоже не все так просто. Те, кто занимается не столько наукой, сколько бизнесом от науки, нередко выдают желаемое за действительное, а иногда просто подтасовывают факты. Ученые даже свою пословицу придумали: больше науки, больше вранья. Особенно нравится мошенникам делать деньги на желании людей, и в частности женщин, выглядеть молодо. Они и «экстракты стволовых клеток» могут продать, и молодильные уколы со стволовыми клетками предложить, лишь бы доверчивые граждане деньги платили. И поэтому нужно знать, что ни один препарат не может содержать стволовые клетки: это субстанция живая и в консервированном виде не работает. Более того, не бывает просто стволовых клеток, как не бывает просто «дерева». Если вам рассказывают о них, надо задать вопрос: какие именно стволовые клетки имеются в виду — это могут быть стволовые клетки либо крови, либо кожи, либо эмбриональные.
Вывод напрашивается сам собой: дни популярной науки нужно проводить не только среди школьников, студентов и аспирантов, но и среди чиновников, политиков, особенно законодателей. Чтобы они знали хотя бы основы, когда принимают те или иные законы. Тешит надежда, что нынешние школьники вырастут и тоже будут политиками, главное — дожить до этого времени без болезней, которые пока еще не побеждены.
Но самое главное, не надо забывать, что в помощи медиков мы нуждались бы всего в семи процентах случаев, если бы помнили, что все остальные проценты нашего здоровья зависят только от нас самих.

Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.