Прожить песню сердцем

Руководитель ансамбля "Эткер" Людмила ЕФИМОВА.   Недавно с X фестиваля «Русь песенная. Русь мастеровая», что проходил в Воронеже, вернулся ансамбль «Эткер» Шименеевского дома фольклора. Выступили они так, что их традиционно принимали как родных. Однако ансамбль, гордость Карамышинского поселения Козловского района, хоть и привозит каждый раз дипломы, и посылают его представлять республику очень охотно, создавался 45 лет назад в первую очередь для того, чтобы дети узнали, чем жили их дедушки и бабушки, да и взрослые не забывали. Об этом Рите Кирилловой поведала бессменный руководитель ансамбля Людмила ЕФИМОВА. 
Людмила Георгиевна называет нынешний век жестковатым. Временем, когда люди перестали уважать друг друга. Вот и старается она вместе с педагогами из музыкальной школы и своими воспитанниками устраивать праздники односельчанам, сдобренные старинными песнями и обрядами, основанными как раз и на уважении, и на любви, и на внимании друг к другу.
Уже не один десяток лет она со своими воспитанниками ходит по деревням и изучает обычаи, записывает местные песни и собирает старинную утварь, национальные костюмы и музыкальные инструменты. Правда, старина в выступлениях ансамбля радовала ценителей лишь первые два десятка лет существования «Эткера». Ведь костюмы надо стирать, они изнашивались, и тогда по бабушкиным и дедушкиным платьям и рубашкам сшили точное повторение. А за все эти долгие годы «эткерцы» воссоздали на клубной сцене такую обрядовую старину, как улах (посиделки), туй (свадьба), нимене (на помощь), хороводы и приготовление осеннего пива.
– Я ведь росла в такое время, когда людям нравилось быть вместе, они умели петь душевные песни и радоваться миру, несмотря ни на что, – рассказывает Л. Ефимова. – Моя мать умела хорошо петь и плясать, хотя у нее не было такого сильного голоса, как у сестры, моей тети. Наши матери устраивали посиделки, я помню их с детства, как и песни, там звучавшие. Делали и ниме, пряли осенью. Звала обычно одна из подружек. Они работали и пели, кто вязал, кто шерсть прял. Потом пили компот или чай. У нас мать всегда варила и чувашское пиво. Хотя сама пиво не пила. После работы кто-нибудь иногда приходил с гармошкой. А когда не было гармониста, то такт могли отбить и печной заслонкой. Это была такая душевная среда, что с ней не хотелось расставаться. Наверное, и поэтому я стала работать с фольклором, начала собирать людей. На слуху было так много песен, что они иногда всплывали из глубины сознания. Начинаешь наигрывать на гармони, и будто незнакомая песня получается, а это то, что слышала в детстве. У меня и отец был гармонистом, и дед. Дед и на гуслях играл, которые сам же делал. И отца научил. Мы и по сей день поем. И для ансамбля я так подбираю песни, чтобы и за столом их можно было петь.
Однако Людмила Георгиевна не сразу стала собирательницей-руководительницей. Сначала молодая певунья работала в совхозе и разнорабочей, и на грузовике, и на тракторе и даже личным водителем председателя была. Она и сейчас в свои 75 «рассекает» на велосипеде от села до села. «Была бы машина, ездила бы на машине», – улыбается она. Но как активную комсомолку по тем временам ее вызвали и без разговоров направили руководить клубом, потому что больше было некому. И вот как 45 лет назад провели первое фольклорное занятие, так и началась славная история «Эткера». Даже после того, как Людмила Георгиевна вышла на пенсию, осталась работать в ансамбле – чтобы коллектив не распался. Начала работать с детьми. При ансамбле создан и успешно действует детский коллектив-спутник, лауреат всех пяти республиканских детских фестивалей фольклора «Перепелочка».
– Но детей стало меньше в деревне, – печалится фольклористка. – В 1997 году только из Шименеево в ансамбле было 26 детей, а сейчас 11, и то трое из Можар. Но игровыми инструментами они владеют: играют на барабане и треугольнике. Всего же в коллективе сейчас тридцать взрослых и детей.
– А все могут петь народные песни или на это нужен особый талант? – поинтересовалась обозреватель «Сцены Ч».
– Могут все, – решительно ответила Л. Ефимова. – Если душу вкладывать. Очень хочется, чтобы люди так и продолжали петь. Но не всегда получается. Петь хорошо можно тогда, когда будто сам это переживаешь, сам проходишь через эту песню. Вот первая моя группа в далеких уже шестидесятых все пропускала через себя. Сейчас мы как-то жестковато поем. Дети не все душу песни чувствуют. Это, конечно, огорчает. Но вот недавно провели Спас, и медовый, и ореховый. Пели, угощали селян орехами, хлебом и медом. Мы всегда календарные праздники с детьми проводим, чтобы у них что-то в памяти осталось.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.