Отец Сергий

Антоновка провисла под тяжестью плодов. Но без спроса здесь, возле храма, яблоки не срывают, согрешишь. Под вечер все меньше путников с шоссе забегают поставить свечку. Вот уже и голуби забились под верхотуру колокольни. Самое время отцу Сергию забирать сына из детского сада. На «Жигулях» на это много времени не уходит. Вскоре батюшка вновь увлеченно рассказывает о своей жизни.

КАКОВ ПОП, ТАКОВ И ПРИХОД

В селе Калинино Вурнарского района старинную церковь безбожники взорвали, а на ее фундаменте возвели школу и детский сад. Для нынешнего храма выбрали более интересное место, в 2003 году его освятили. Оказывается, в православной Чувашии девять благочинных округов. Восьмой, например, объединяет церкви Ибресинского, Вурнарского, Аликовского и Красночетайского районов. Наш собеседник – отец Сергий – в этом округе старший. К тому же он самый молодой среди благочинных. Кроме этого, он недавно приглашен преподавать в православное духовное училище в Чебоксарах. Учит тонкостям организации приходской жизни.
«Сельский священник, конечно, отличается от городского, – говорит он. – На селе мы должны уметь делать все, ни на кого не надеясь. Да и общение с людьми здесь более близкое. Они тебя хорошо знают, и ты их. У нас ведь как заведено. Вот привезли машину сена. Сосед увидел и, взяв вилы, пришел помогать метать стог. А ведь его даже и не звали. Этот принцип взаимопомощи дарован нам дедами. В моем родном селе Шимкусы Янтиковского района стены церкви подняли за один день. На ниме все жители постарались».
Любопытно, как церковные традиции входят в повседневную жизнь. Перед началом посевной или уборочной гонцы из «Броневика» и с Вурнарского мясокомбината просят отца Сергия совершить молебен.

КАК ОФИЦЕР, ПОД КОЗЫРЕК

И все-таки священников распределяют по приходам по принципу: где родился, там и пригодился? По словам отца Сергия, их можно сравнить с офицерами: куда тех направят, туда и идут. Когда назвали храм села Калинино, он по карте нашел это место и приехал. Теперь шутит, что в отличие от кадровых военных «священнослужителей дальше Чувашии не пошлют».
Сегодня ему 33 года, как говорится, возраст Христа. В миру его звали также Сергеем. «Пока не женимся, нас в приход не направляют, – рассказывает он. – Обед безбрачия не даем и имя не меняем. Я еще до армии учился на заочном в ЧГУ на истфаке. Получив диплом вуза, сразу же по совету духовного отца пришел в духовное училище. Однако уже на первом курсе женился. Стал дьяконом и со второго курса служил в храме. А третий даже экстерном окончил». Потом – сельский приход, и в 2004-м становится благочинным.

О ТАКОЙ МАТУШКЕ МЕЧТАЛ

В воскресной школе при храме нашлось дело и для матушки Алевтины. Детишек она учит и моделированию одежды. Еще до замужества давала уроки в первом лицее в Чебоксарах. Приглашали ее и в педагогический университет. Но судьба распорядилась иначе.
Интересно, как он познакомился с матушкой? Говорят, сейчас стало модно выбирать в женихи священников. Мол, всю жизнь будешь кататься как сыр в масле.
«Думаю, что это неверный взгляд, – предостерегает отец Сергий. – В замужестве будет тяжело. Ведь как девицы думают, батюшка курить, пить и гулять, смотреть на сторону не будет. И деньги большие приносить в дом станет. Все это относительно. Средств церковных может порой и не хватать. Да и сама приходская жизнь подразумевает отдавать себя без остатка служению Богу. Это очень ответственно, ведь мы как на сцене. За нами прихожане строго следят, даже мелкой ошибки нам не прощают».
Послушал его доводы и понял, легковерные девицы просто обманутся. Как известно, божьих наставлений должен придерживаться не только священник, но и любой православный человек. Извините, но во время поста про интимную жизнь желательно забыть. А посты занимают более 200 дней в году. К тому же по первому зову священник должен идти в ночь.
«Жена священника должна научиться с этим жить, – подытожил собеседник и улыбнулся. – А познакомил нас духовный отец. В 25 лет я искал верующего человека. И нашел. Жила Алевтина в Чебоксарах, хотя сама из Яльчикского района. Мне повезло, духовный наставник – отец Анатолий. Кстати, когда-то он работал в республиканской газете. А дальше все как надо произошло. Двое детей пока. Имена подбирали не по церковному календарю. Первенца заждались. Однажды в Чебоксары привезли чудотворную икону Серафима Саровского. Мы с матушкой пред ней усердно молились, и Господь услышал нашу молитву. Когда родился сын, я был в Дивеево. И мы решили, что если девочка родится, назовем Серафимой, а мальчик – Серафимом. Дочь окрестили Александрой в честь бабушки, глубоко верующего человека».

РЕЛИГИЮ – В МАССЫ

Радует батюшку, что духовно просвещенных людей вокруг все больше. Возле Калинино, например, восемь деревень, более трех тысяч жителей. Значит, надо больше общаться, выходить в народ, как говорится, нести церковную культуру в массы. «Вначале на меня, как на диковинку, смотрели, как на какое-то недоразумение, – признается отец Сергий. – Особенно когда с просьбами заходил в конторы. А сейчас, скажем так, привыкли. На последнем звонке в школе бываю, на Дне знаний, на других общественных мероприятиях. Думаю, что культура православия должна войти в нашу кровь, прижиться. А по указке ничего не сделаешь. Замечал, вначале люди стыдились носить крест. Теперь, наоборот, без креста неловко себя чувствуют».
Возможно, полюбили отца Сергия и его семейство за скромность, за умение жить на земле. На подворье они управляются сами. Там – две козочки. Курочек завели. В принципе и без этого хлопотного хозяйства можно прожить, но у них в том интерес свой – «чтобы и дети немножко поближе к сельской жизни были». Для этого и огород по весне сажают, и сад разбили. Цветникам и беседке прихожане не нарадуются.

И ТЕПЛЕЕ СТАЛО

Матушка Алевтина гостей не отпускает без чаепития. Пока она склонилась над плитой, готовя постный ужин, ведь пятница, самое время оглядеться. В доме сельского священника вполне по-городскому. Книжный шкаф, забитый под завязку. В детской комнате – физкультурный уголок, у стены – двухъярусная кровать. Много игрушек.
«Можно я вам супчику совсем немного налью, чтобы теплее стало», – зовет к столу матушка.
За горячим чаем с медом обстановка располагает к откровениям. Вот и отец Сергий воспользовался этим. «У моей у матушки Алевтины все четыре сестры – красавицы, – убежден он. – Сразу три из них стали женами священников и разъехались по сельским приходам. А ведь они выросли в семье коммунистов: отец – уважаемый человек. Мать преподавала биологию, была секретарем партбюро».
Бесспорно, семья – малая церковь. По мнению отца Сергия, «в семье человек учится любви и самому высокому ее проявлению – жертвенности. Господь дал человеку свободу выбора. Надо стараться, чтобы близкому человеку было хорошо, а не только тебе. Умей чем-то поступаться, вот тогда семья будет настоящая».
У ворот храма при расставании он вдруг сказал: «В принципе я мог бы стать отличным строителем. Но мне больше по душе общение с людьми. В училище преподаю и не нарадуюсь. Священник – это не работа и не профессия. И даже не образ жизни. Это – высокое служение Господу. Дай Бог быть достойным этого предназначения.

Опубликовано: 27 сентября 2008 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.