Крутые повороты судьбы священника

Яков Турхан (1874–1938) – основоположник пейзажной и философской лирики в чувашской поэзии. Он больше известен как автор поэмы «Варусси», как переводчик стихотворений В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова и других русских поэтов. Но нас интересует иная сторона этой неординарной личности.
Уроженец д. Карабаево Тетюшского уезда (ныне Яльчикского района) Яков Васильевич Васильев, взяв чувашское название своей малой родины как псевдоним, стал одним из первых чувашских поэтов, в мировоззрении и творчестве которых отразилось влияние христианской религии. В творческом наследии Якова Турхана насчитывается около десятка стихотворений на евангельские мотивы. Более того, он не только сам стремился к свету веры, но и понес этот свет другим, приняв в 1903 году духовный сан.
Судьба Якова Турхана как духовного пастыря насыщена поворотными событиями. Несмотря на его утверждения, что «ни в какой политической партии не состоял и не состою», священник с. Новое Чурашево Батыревского уезда (ныне Ибресинского района) оказался в 20-е годы в самом эпицентре внутрицерковной политики. С появлением в Чувашии сторонников «обновления церкви» и их организационным оформлением в епархиальное управление Яков Турхан числится в рядах местных обновленцев. А в 1924 году он примкнул к тем священнослужителям, которые поддержали идею чувашской автокефалии, и вошел в состав временного правления православной автокефальной чувашской национальной церкви.
В середине 20-х годов последовал новый резкий поворот. Однако именно с этого периода биографические данные Якова Турхана крайне противоречивы. Михаил Юрьев в биобиблиографическом сборнике «Чувашские писатели» (1968) ограничился сухой констатацией, что Турхан переехал в Казань. Краткая Чувашская энциклопедия столь же лаконично сообщает, что арестован был в 1935 году и умер в 1938-м в Архангельской области. Другой источник отметил, что Яков Турхан «в середине 20-х гг. сложил с себя сан и занялся литературной деятельностью».
Да, действительно Яков Турхан снял с себя сан. В обращении в Административное управление НКВД Чувашской АССР о восстановлении в избирательных правах Турхан объяснил причины отказа от духовного звания: кроме «отвращения к раздору и несогласованности учений разных христианских исповеданий» он назвал «необыкновенно сильную любовь к занятиям сельским хозяйством и пчеловодством», а также «возможность заняться чувашской национальной литературой».
Однако, возможно, была и другая причина. И именно она явилась главным поводом для отказа от звания православного священника. Опубликованные в последние годы исследования петербургских историков говорят, что Яков Турхан в 1926 году переехал в Ленинград, учился в подпольной католической Ленинградской Духовной семинарии, предполагалось даже возвести его в сан католического священника восточного обряда. В январе 1927 года он был арестован, но в июле дело прекратили. Яков Турхан не стал дважды искушать судьбу и вернулся в Казань, где в 1935-м был вновь арестован, осужден и отправлен в Архангельскую область.
Имя Якова Турхана внесено в Санкт-Петербургский мартиролог римско-католического духовенства и мирян.

Ф. КОЗЛОВ,
заместитель директора Госистархива Чувашии.

Опубликовано: 9 октября 2008 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.