Молнии и радуги древних узоров

Чувашские женщины с древнейших времен создавали на домашнем холсте узоры невиданной красоты. Девушки, украшая свое приданое и подарки родственникам жениха, никогда не меняли установившееся месторасположение узора, строго соблюдали цветовую гамму, правила применения швов. Узоры древнейших вышивальщиц – это их представление о мироустройстве, своеобразная модель мира.
Поэтому на женских головных уборах, масмаках, изображены небесные врата, молнии и радуги в виде квадратов, ромбов, крестиков, розеток и зигзагов. К масмакам специальной иглой прикреплялась головная повязка – сурбан, символ замужества и материнства. У разных групп населения Чувашии он имеет свои особенности. Сурбан низовых чувашей более длинный, украшенный не только вышивкой, но и узорным ткачеством. Сурбан верховых – более короткий, украшен мельчайшим геометрическим орнаментом. По краям шло дополнительное украшение – узор “халам”, обозначающий “Древо жизни”.
Основной принадлежностью женского костюма являлась рубаха, где украшались нагрудная часть, рукава, спина и подол. Среди богатой орнаментации нагрудной части большой интерес представляют “кеске” в виде розеток. Узоры “кеске” имели несколько символов. Среди них образ солнца, оберега женской груди, и явления жизни, которые выполняли декоративную роль.
Нарукавная вышивка геометрического, стилизованного растительного животного орнамента тоже у разных групп имеет свои особенности. У верховых чувашей наплечная вышивка “хулси” располагается поперек плеча вдоль шва, соединяющего рукав со станом. Она вышивалась на узеньком шерстяном или домотканом материале и имела мелкий ажурный орнамент. Вышивкой “хултармаг” в виде овальной розетки украшались рубахи средненизовой группы. Свой наряд чувашки дополняли поясными подвесками “сара”, “яркач”, “хуре”. “Сара” и “яркач” были парные, они опускались по бокам. “Хуре” приходился между ними сзади. К нижнему концу “сара” пришивалась бахрома темно-синего или красного цвета, украшенная бисером. Бисер понимался как семя женщины и “сара” женщина должна была носить весь день. Для праздничной и обрядовой одежды “сара” и “яркач” были обязательной принадлежностью. Еще одним элементом женского костюма является “чердитти” – передник, украшенный вышивкой.
В древности вышивкой владела каждая женщина, а к концу XIX века эта традиция пришла в упадок. Потерялось смысловое значение узоров, с появлением анилиновых красителей стал меняться цветовой колорит, упростился орнамент. Геометрический орнамент, который создавался по счету ниток холста, стал заменяться растительным. С развитием мануфактуры вышивка и вовсе стала заменяться разнообразными нашивками. Если в вышивках XVII века главной для вышивальщицы является декоративная сторона, то сегодня для проведения фольклорных праздников, фестивалей и свадеб стали возрождаться новые костюмы. Правда, большинство мастериц украшают свои костюмы русской вышивкой, например, владимирской, рязанской, где наблюдаются стремление к реалистичности, жизненности орнамента и яркая гамма цветов на белом полотне.
Очень часто нарушается традиционное месторасположение узоров. Например, “кеске” встречается и на мужских рубашках, и на рукаве женских рубах, но не в верхней части, а в области локтя. Узорами масмаков украшают подол рубахи. О чувашской вышивке, дошедшей до нас через тысячелетия, сквозь темень и дым курной избы, можно говорить много, но душа болит от того, что мы забываем о ней.
В недавнем прошлом в Чувашии работала фабрика “Паха тере”, теперь нет этой фабрики и нет места работы для тех мастериц, изделия которых на международных конкурсах завоевывали золотые медали. Нет и лаборатории по вышивке в РНМЦ, где могли бы заниматься желающие приобрести навыки древнейшего ремесла.
Развитие и сохранение чувашской вышивки зависит от многих факторов: Министерству образования стоило бы подумать об обучении народной вышивке на уроках труда. Было бы замечательно, если бы республиканские журналы систематически печатали орнаменты чувашской вышивки, в школах желательно организовать кружки по обучению вышивке, сохранившей свою неповторимость.
Надо помочь молодому поколению научиться понимать, уважать и владеть древнейшим мастерством.

Е. ЖАЧЕВА,
педагог дополнительного образования СОШ № 39 г. Чебоксары и Таушкасинской СОШ Цивильского р-на.

Опубликовано: 19 сентября 2008 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.