Чебоксарец В. Андреев свою лепту в триаду «дом–дерево–сын» (помните постулат «посадить дерево, построить дом, родить сына») внес сторицей: и деревьев насадил, и сына и дочь (а еще четырех внуков, двух правнучек) миру подарил, а домов и других сооружений построил – целый город. Его трудовая книжка открыта 13 сентября 1948 года, и дай Бог, чтоб ее не скоро закрыли.
Сообщили о нем сослуживцы, позвонив в редакцию: «У нас работает уникальный человек, чуть ли не треть Чебоксар построена при его участии. И сейчас – труженик, каких мало…» Как и описывали, Валентин Федорович оказался на редкость скромным. Только благодаря совместным с коллегами усилиям удалось уговорить почетного строителя Нечерноземагропромстроя на скупой рассказ о трудовой биографии длиною в 60 лет! Сорок пять из них отданы строительству, как он сам очень верно выразился, – созиданию.
Летать отказался
Коренной чебоксарец, вырос в лесу – отец работал в лесном хозяйстве. Потому Мариинско-Посадский лесной техникум после окончания семилетки – вполне закономерен. Учился вместе с Андрияном Николаевым, в параллельной группе. «У нас все ребята были спортивного склада, мы бегали на лыжах, играли в футбол. Андриян к нам тянулся, часто на тренировках мы его ставили в ворота. Был скромным и добрым. Когда приезжал из деревни, щедро делился с нами картошкой и салом». После учебы пути разошлись, хотя могли еще раз скреститься. Молодого помощника мастера Лысковского химлесхоза (туда Валентин получил направление) военкомат дважды пытался направить в то же училище, где учился Николаев. После второго отказа отправили служить в Морфлот.
Попал техник-лесовод в Краснознаменную Амурскую военную флотилию. Служба артиллеристом на канонерской лодке «Чувашия» запомнилась не только военными походами по морям и волнам, но и холодным летом 1953-го. Оказывается, путь многих освобожденных по известному указу уголовников лежал через Хабаровск. Всех сразу отправлять по нужным маршрутам не хватало вагонов. В ожидании эшелонов группировки вчерашних заключенных грабили, насильничали, мародерствовали. Моряки были призваны следить за порядком в городе, и не раз им приходилось схлестываться с бандитами в жестокой схватке.
Рожденный строить
После демобилизации вернулся в родные Чебоксары. Почти сразу Андреева пригласили работать инструктором в райком комсомола, затем в горком партии. А после окончания высшей партийной школы направили на стратегически важный объект народного хозяйства – стройтрест № 2.
В 1957 году в Советском Союзе было принято постановление о массовом строительстве жилья. Как говорит Валентин Федорович, жилья до этого времени в столице Чувашии строили мало, город заканчивался электроаппаратным заводом, за его забором простиралось чистое поле. Для того чтобы справиться с поставленной задачей, перво-наперво в республике стали создаваться строительные организации. Так, в 1963 году был образован стройтрест № 2, с которого и началась строительная карьера Андреева. Затем были – стройтрест № 1, «Чувашсельстрой», «Чувашколхозстройобъединение». Сегодня Валентин Федорович – управляющий делами ЗАО «Чувашагропромстрой».
«Время было напряженное, – вспоминает ветеран труда, – Дневали и ночевали на работе. То кирпич придет битый, то поставщик не поставит его в срок. А спрос по полной программе все равно с тебя…» Особенно сложно было выбивать те материалы, которых не было в республике, – стекло, цемент, металл. Уже строились свои и кирпичные заводы, и деревообрабатывающие предприятия. Город рос быстро, появлялись новые предприятия, возводились жилые кварталы и школы, больницы и столовые, строились дороги и мосты. Мой вопрос о «хрущевках» Валентин Федорович предварил: «Конечно, не нравились маленькие комнатушки, кухоньки и низкие потолки. Но что было заложено в титулах и планах, приходилось выполнять».
Шахматы и здоровый образ жизни
Именно в шестидесятые годы столица обрела тот облик, который в общих чертах сохранился до нынешних дней. Назову только несколько адресов реальных плодов труда нашего героя – жилой массив вокруг хлопчатобумажного комбината, проспект Ленина, поселок Лапсары. А объекты сельского хозяйства и вовсе не пересчитать – птицефабрика Чебоксарская, десятки сельских клубов и школ, животноводческие комплексы. Столь впечатляющий труд был не раз отмечен десятком министерских и прочих почетных грамот, медалью «За трудовое отличие». О них нам рассказали сослуживцы Валентина Федоровича.
Сам он утверждает, что ничего выдающегося не сделал, только очень ответственно работал. Свою причастность к строительству города прячет за словами о том, как на объединениях обкатывались самые современные по тому времени строительные технологии, передовые приемы организации труда. Не без сожаления рассказывает о прежней работе с кадрами: «Всех нужных специалистов готовили в своих профессиональных училищах. Разве было плохо, когда выпускник профтехучилища получал одновременно и аттестат зрелости, и диплом специалиста? Теперь все это нарушено, а стройке так не хватает квалифицированных рук…»
А под конец мы все же выведали, как удается Валентину Федоровичу, как говорится, оставаться на посту и быть востребованным. Рецепт же такой: утро, как и в далекой юности, начинает с обязательной физзарядки. По субботам и воскресеньям летом – пробежка, зимой – лыжи. Есть своя трасса в 10 км вдоль Ядринского шоссе, которую проходит в любую погоду. Не курит, спиртное – в умеренных дозах. С удовольствием работает на даче. Любимая интеллектуальная игра – шахматы. Раз в неделю обязательно играет с сослуживцами, в остальные дни с интересом решает задачи, регулярно публикующиеся на страницах нашей газеты.